Засыпка труб под дорогой

После проверки правильности укладки трубопровода, установки колодцев и визуального контроля качества заделки стыковых соединений траншею засыпают грунтом. Тщательно выполненная засыпка траншеи обеспечивает равномерную передачу нагрузки на трубопровод и основание и исключает просадку грунта над подземными сетями. Поэтому засыпку траншей следует вести строго соблюдая требования к качеству грунта, степени его уплотнения, последовательности технологических операций.

Засыпка труб под дорогой
Рис. 5.13. Схема обратной засыпки траншеи 1, 2, 3 — технологические стадии засыпки; 4 — нетканый синтетический материал

После проведения предварительных испытаний по рассмотренной технологии подбивают пазухи в зоне стыков и продолжают засыпку траншеи на второй стадии — до отметки на 0,2—0,3 м выше щелыги трубы. Для засыпки используют местный однородный непучинистый грунт.

На третьей стадии, когда труба защищена грунтом, послойную засыпку можно продолжать бульдозером с уплотнением вибро- или пневмокатками. Толщина отсыпаемого слоя определяется мощностью уплотняющих машин (см. гл. 12).

Плотность грунта обратной засыпки должна быть близка к плотности окружающего грунтового массива, но не менее 0,95 от оптимальной при укладке трубопроводов в технических зонах и 0,98—1—при их расположении под проезжей частью.

При неблагоприятных гидрогеологических условиях и прокладке трубопровода под проезжей частью улиц верхнюю зону грунтовой засыпки рекомендуется армировать синтетическими неткаными материалами (см. рис. 5.13), что существенно уменьшает последующие просадки грунта.

Засыпка траншей с уложенными трубопроводами должна производиться в два приема.

Сначала мягким грунтом (песчаным, глинистым, за исключе­нием твердых глин, природными песчано-гравийными смесями без твердых включений) засыпаются и подбиваются приямки и пазухи одновременно с обеих сторон. Затем траншея засыпается указанным фунтом на 0,2 м выше верха труб с обеспечением со­хранности труб, стыков и изоляции. При этом фунт отсыпается слоями и уплотняется ручными и навесными электровибротрам­бовками. Последующая засыпка траншеи производится после ис­пытания трубопроводов любым фунтом без крупных включений (200 мм и более) механизированным способом, при этом должна обеспечиваться сохранность труб.

Тепловые сети.

Засыпку трубопроводов тепловых сетей, проло­женных канальным и бесканальным способами, производят с большой осторожностью, чтобы не сдвинуть трубопроводы и не повредить их изоляцию или конструкцию каналов и камер. При засыпке фунт тщательно уплотняют. Работы производятся в сле­дующей технологической последовательности.

При бесканальной прокладке до начала гидравлического испы­тания трубопроводы присыпают грунтом, оставляя незасыпанны- ми стыки. Грунт в пазухах уплотняют одновременно с двух сторон, укладывая его слоями толщиной не более 200 мм на высоту не менее половины диаметра трубопровода. После окончания гид­равлического испытания производят засыпку фунта слоями над стыками с тщательным уплотнением. Затем трубопровод засыпа­ют с послойным уплотнением по всей ширине траншеи на высо­ту не менее 50 см над верхом трубопровода.

При канальной прокладке теплопроводов сначала производят засыпку пазух. К засыпке приступают по окончании всего комп­лекса работ. Засыпку ведут послойным уплотнением грунта с тол­щиной слоя не более 200 мм одновременно с обеих сторон канала. Засыпку пазух тщательным уплотнением производят не менее чем на 2 /3 высоты канала. Механическое сбрасывание фунта в траншеи разрешается после выполнения указанных требований. В город­ских условиях, на заводских площадках и местах переездов засып­ку траншей и котлованов производят с уплотнением фунта, а вне населенных пунктов уплотнение не делают и излишки фунта ук­ладывают по оси траншеи валиком, который по мере его самоуп­лотнения оседает. Засыпка узких и глубоких пазух, образуемых подземными конструкциями (коллектор, каналы, колодец, каме­ра) и крутыми откосами котлована, связана с определенными трудностями. При этом следует выделить пазухи шириной от 0,7 м, в которых может работать человек, и пазухи шириной до 0,7 м, в которые доступ рабочего невозможен.

Грунт в пазухи может подаваться бульдозером, экскаватором, оборудованным фейфером, краном или системой транспортеров. Разравнивать его можно в зависимости от формы и размеров па­зухи малогабаритным бульдозером типа УЗБТ-54В или микробуль­дозером М Б-4. В замкнутых полостях фунт более удобно уплот­нять подвесными фунтоуплотнителями, а в пазухах, связанных между собой проходами,— самопередвигающимися виброплитами и ручными трамбовками. Для этих целей могут быть также исполь­зованы свайные вибропогружатели, установленные на металли­ческом поддоне.

Читайте так же:  Вторичный дожиг в печах что это

Коллекторы, проходные и непроходные каналы и трубопроводы.

Сначала разрабатывают грунт для съезда малогабаритного буль­дозера и самоходной вибротрамбовки. Потом при одностороннем расположении резервного фунта устраивают переезд через канал для работы мощного бульдозера, затем грунт из резерва подается в пазухи траншей по обе стороны коллектора (канала) и на участ­ках в 15—20 м разравнивается и уплотняется малогабаритными строительными машинами. Засыпку ведут послойно, причем тол­щину первого слоя при песчаном грунте можно принять равной 1 м, а в последующем — 0,2; 0,3 м.

Засыпку и разравнивание грунта выше коллектора (канала) производят бульдозером. При разравнивании и уплотнении грун­та над коллектором или каналом толщину слоя грунта под рабо­тающим бульдозером определяют расчетными путем исходя из несущей способности покрытия канала, коллектора.

Засыпку грунта в траншеи с трубопроводами рекомендуется выполнять бульдозерами (см. рис. 3.6), уменьшая крутизну откоса отвала грунта и одновременно подавая грунт в первый слой за­сыпки. Грунт в траншею подают в объеме, обеспечивающем за­данную толщину отсыпаемого слоя, в соответствии с темпами его разравнивания и уплотнения.

Засыпка траншей с вертикальными стенками существенно за­трудняется необходимостью выполнения работ в очень стесненных условиях и возможностью обрушения грунта с края траншеи при нагрузке от бульдозера. После засыпки траншеи на 200 мм выше верха трубопровода последующие слоя фунта разравнивают мик­робульдозером и уплотняют пневмотрамбовками слоями 300 мм. Котлованы в месте устройства камер засыпают слоями толщиной 300 мм с уплотнением. Особое внимание обращают на уплотнение грунта у неподвижных опор.

В местах пересечения разрабатываемых траншей с действу­ющими подземными коммуникациями (трубопроводами, кабеля­ми и др.), проходящими в пределах глубины траншей, если про­ектом не предусмотрены устройства, обеспечивающие неизмен­ность положения и сохранность коммуникаций на период производства работ и эксплуатации, обратная засыпка должна производиться следующим образом.

Подсыпка под действующие коммуникации должна выполнять­ся песчаным грунтом по всему поперечному сечению траншеи на высоту до половины диаметра трубопровода (кабеля) или его за­щитной оболочки с послойным уплотнением фунта. Вдоль тран­шеи слой подсыпки поверху должен быть больше на 0,5 м С каждой стороны трубопровода (кабеля) или его защитной оболочки, а кру­тизна откосов подсыпки должна быть 1:1. При засыпке трубопро­водов, проложенных с уклоном более 20°, следует принимать меры против сползания фунта и размыва его ливневыми водами. Спо­соб укрепления фунта должен быть указан в проекте.

При обустройстве приусадебной территории, нередко требуется уложить трубу в канаву на заезд к участку. Она встраивается в дренажную систему по периметру территории, с которой необходимо отвести дождевую или талую воду. Благодаря данной системе, въезд на участок становиться доступным в любое время года и при любой погоде.

Засыпка труб под дорогой

Железобетонные изделия

Первым делом следует выбрать материал дренажа. В данном случае очень важно, чтобы он выдерживал сильные давящие нагрузки. Поэтому сначала нужно выяснить, какие трубы лучшие всего подходят для устройства заезда через канаву.

Изделия из железобетона достаточно распространены. Прочность их никем не оспаривается. Укладка их своими силами невозможна. Очень тяжелые изделия приходится монтировать при помощи спецтехники.

Засыпка труб под дорогойИзготавливается бетонный вид труб в две стадии:

  1. Сначала делается стальной каркас из сваренных вкруговую друг с другом прутов арматуры.
  2. Далее основа заливается бетонным раствором высокой марки. После этого заготовка уплотняется при помощи центрифуги и вибропрессования.

Вследствие особенностей производства, железобетонная продукция получается очень прочной и гладкой. Поэтому в этом случае не стоит переживать если вы решили заложить концы трубы под заезд камнями.

Структура вибропрессованного материала максимально плотная. Поэтому вода не может проникать внутрь него и способствовать ржавлению стального каркаса.

Рассмотрим параметры железобетонных труб:

  • их сечение может составлять 0,3-1,2 м;
  • толщина стенок бывает 140-200 мм;
  • длина колеблется от 250 до 500 см.

Железобетонные трубы для дренажных канав обладают двумя классами жесткости:

  1. Параметр первой категории означает, что изделие можно закладывать в грунт не более чем на 6 м. Для более глубокого закапывания подобные конструкции не пригодны.
  2. У материала второго класса жесткости несущая способность выше. Его можно класть на глубины до 10 м.
Читайте так же:  Уплотнитель для ворот гаража своими руками

Основные достоинства ж/б дренажа — его высокий уровень прочности и продолжительный срок службы. Главные недостатки — дороговизна, большие размеры и вес. Укладывать бетонные конструкции можно только при помощи спецтехники.

Отдельной разновидностью таких конструкций являются асбестоцементные трубы под заезд. Они легче и компактней ж/б аналогов.

Стальные изделия

Засыпка труб под дорогойСталь является еще одним распространенным материалом для дренажа. Она очень прочная и изделия из нее служат 30-40 лет. Монтаж таких конструкций позволит вам полностью решить проблему с въездом на участок. На его территорию смогут заезжать и грузовые автомобили.

Еще одно важное достоинство материала — стальные трубы на заезд через канаву можно устанавливать своими силами. Для этого не обязательно привлекать профессионалов. Данная ситуация позволит сэкономить бюджет строительства.

Основной недостаток стальных труб — их подверженность коррозии. Однако этот минус можно купировать, если гидроизолировать изделия, например, при помощи окрасочной гидроизоляции. Можно также приобрести аналоги, имеющие толстые стенки. Это автоматически продлит срок их службы.

Чтобы у вас не возникло проблем при эксплуатации конструкции, она должна быть новой. Не стоит использовать б/у трубу в канаву на заезд. После установки старый материал может деформироваться и вследствие этого лопнуть при проезде тяжелых автомобилей.

Пластиковые аналоги

Засыпка труб под дорогойПластиковые трубы в канаву на заезд наиболее современные. Они легкие по весу и их просто монтировать. Для этого не требуется прикладывать значительных физических усилий и нанимать специальную технику. Обустройство дренажной канавы с пластиковой трубой можно осуществить своими силами.

Стоит пластиковый дренаж недорого. Важные преимущества материала, в сравнении с металлом — он не коррозирует и инертен к химически агрессивным средам. Производятся дренажные конструкции из особо прочного пластика. Он может выдержать повышенные давящие нагрузки при проезде автотранспорта. Поэтому изделия из него укладывают даже под магистральными дорогами. Процесс укладки труб из пластика в канаву под заезд совершенно безопасен. Так же материал выдерживает температурные режимы от -60 градусов до +95.

При изготовлении полимерного дренажа чаще всего применяются:

Засыпка труб под дорогой

В большинстве случаев используется продукция из ПВХ. Она может быть однослойной либо двухслойной. Во втором случае изделия представляют собой гофрированные трубы, они так же отлично подойдут для заезда через них на участок. Их верхний слой выполняется в виде гармошки. Это повышает эластичность дренажа и помогает ему противостоять давящим нагрузкам.

Гофрированные изделия могут иметь большой диаметр и длину от 1 до 6 метров. Также верхний их слой может быть фильтрующим.

Для укладки в канаву желательно использовать самый жесткий дренажный материал из пластика. Такой подъезд будет выдерживать и тяжелые автомобили. Оптимальный вариант — выбрать для монтажа двухслойную пластиковую гофрированную трубу. Она самая долговечная из полимерных аналогов.

Сечение подобных конструкций может составлять от 0,2 метра до 1. Бывшие в употреблении конструкции ставить крайне нежелательно. У них понижена прочность, и срок эксплуатации такого дренажа будет небольшим.

Монтаж труб в канаву своими руками: поэтапный порядок работ

Когда грунт на территории склонен к заболачиванию, то перед тем, как делать своими руками заезд на участок через канаву, его необходимо осушить. Тут важно, сооружая дренаж, не вредить естественному стоку дождевой, талой либо подпочвенной воды.

Засыпка труб под дорогой

Сначала поговорим о том, как своими руками сделать простой вариант заезда на участок через канаву. Работать нужно, когда траншея не наполнена водой:

  1. Вдоль будущего въезда уберите верхний слой грунта.
  2. На дне траншеи рассыпьте кварцевый речной песок. Разровняйте его и утрамбуйте. Толщина песчаной подушки должна быть 15-20 см.
  3. Когда ширина проезда составляет 6 метров, в канаву кладется конструкция длиной не меньше 8 м. Ее диаметр выбирается, исходя из объема стоков. Чаще всего укладываются изделия диаметром 30-50 см. При этом подразумевается, что вода будет их наполнять на четверть. В противном случае в весенний сезон талая влага способна заполнить подворье, не найдя выхода сквозь корку льда.
  4. После установки трубы под дорогу для заезда, ее следует засыпать смесью песка и щебенки либо гравия. Подсыпку можно делать в два слоя. Сначала закидать траншею песком, сверху него настелить геотекстиль, а затем уложить щебень.
  5. Таким же образом следует засыпать участки со снятым верхним слоем грунта.
  6. Все прослойки после их укладки следует хорошо утромбовать.
  7. Рекомендуется устройство въезда завершить его бетонированием. Без стяжки, а также ограничителей по бокам дорога начнет разъезжаться при передвижении автомобилей.
Читайте так же:  Чем грунтуют пенопласт перед покраской

Более сложная структура въезда через дренаж с подпорными простенками

Она более надежна, так как пластиковая гофрированная труба для заезда бетонируется с обеих сторон. Тем самым дорога ограничивается опорными простенками. Их можно сделать выступающими над плоскостью заезда либо залить с нею заподлицо.

Засыпка труб под дорогой

Вот схема того, как обустроить не только долговечный, но и более эстетичный проезд на участок:

  1. Когда укладка трубы в канаву на заезд будет закончена, по очереди с обеих его сторон монтируется опалубка для оголовка из бетона.
  2. Затем крайне желательно упрочнить опорные простенки сварным арматурным каркасом.
  3. После этого в опалубку укладывается бетонный раствор высокой марки — М-400 либо М-500.
  4. Бетон должен сохнуть не меньше 3-4 дней. Затем опалубку можно снимать.
  5. Далее труба под заездом засыпается песком и щебнем (либо гравием). Оголовки не будут давать щебенке разъезжаться. Поэтому ее можно не накрывать геотекстилем. Каменную крошку лучше использовать гранитную, а не белую известковую.
  6. После этого проезд можно будет облицевать стяжкой из бетона, дорожными плитами, тротуарной плиткой, брусчаткой, природным камнем и пр.

Как обустроить въезд на участок с уклоном

Может случиться так, что на вашем участке проезд на него будет не ровным, а с наклоном. При этом уклон бывает как положительным, так и отрицательным. Иными словами — наверх либо вниз от дорожного полотна.

Смотреть видео

В любом из случаев необходимо обеспечить достаточную сцепку дорожного полотна с колесами автотранспорта, чтобы обеспечить безопасность проезда. Полагать на волю случая такую ситуацию не надо.

Устройство въезда при уклоне вверх или вниз от дороги

Засыпка труб под дорогойКогда у рельефа земли перед участком есть небольшой угол наклона либо вы планируете сооружение подвального гаража, заезд лучше всего обустроить в форме пандуса. Небольшим считается наклон дороги (вверх либо вниз от участка) до 25 процентов. Иными словами — на каждый метр длины полотна высотный перепад составляет до 25 сантиметров. Перед автомобильной стоянкой наклон следует нивелировать до ровной горизонтальной плоскости.

Трубу для заезда на участок через канаву следует уложить грамотно. При существующем уклоне, необходимо осуществить следующие этапы строительства:

  1. Сначала производятся земляные работы. Делается разметка, затем снимается верхний слой почвы в виде ступенек.
  2. Боковины заезда усиливаются подпорными простенками. Под них сбивается опалубка, в которой сваривается каркас из арматуры. Потом в короб заливается бетонный раствор.
  3. Когда наклон маленький и автомашину не надо опускать в подвал, кромки дороги можно ограничить бордюром из бетонных плит.
  4. Затем на песчаную подушку укладывается труба для дренажной канавы для заезда.
  5. Потом дренаж засыпается щебенкой слоем в 10-15 см. Подушку следует хорошо уплотнить.
  6. Затем подъем либо спуск заливается бетонной стяжкой. Ее толщина должна составлять не меньше 10-12 см. Смесь следует замешивать достаточно плотной и вязкой, иначе она начнет сползать при схватывании.
  7. Когда стяжка полностью высохнет, проезд можно облицевать тротуарной плиткой, брусчаткой либо природным камнем.

Прочие решения для безопасного проезда при неравномерном рельефе участка

Засыпка труб под дорогойКак вариацию безопасного проезда на участок можно рассматривать его обустройство по криволинейному пути (спирали). При этом протяженность пути увеличится, зато угол наклона уменьшится. Дорожное полотно при таком варианте можно пустить по окружности основного здания.

Это решение даст возможность обустроить парковку для нескольких автомашин. Единственное ограничение для сооружения подобного заезда — загородный участок должен быть достаточно большим.

Чтобы оградить проезд от обледенения, над ним можно поставить навес. Проще всего его соорудить из поликарбоната, прикрученного к металлическому каркасу из опор и ферм в виде арок. Как кровельный материал для навеса подходят и асбестоцементный шифер, металлочерепица, профилированный настил. В особенности такая защита будет полезна в том случае, если вы не будете сооружать гараж.

Как антиобледенительную меру можно использовать кабельный электрический подогрев покрытия проезда. Тогда его поверхность в холодный сезон всегда будет чистой от снега и льда.

Заключение

Зная, как уложить трубу в канаву на заезд, вы сможете обустроить безопасный и эффективный дренаж участка. При этом можно использовать изделия из разных материалов. Все они обладают своими минусами и плюсами.

Оцените статью
Adblock
detector