Технологическая карта на монтаж технологических трубопроводов

ППР на монтаж трубопроводов разрабатывается при производстве работ на объектах строительства, капитального ремонта, технического перевооружения и реконструкции трубопроводов вне зависимости от того, какие продукты они перекачивают. В нефтяной промышленности это могут быть магистральные нефтепроводы МН, нефтепродуктопроводы МНПП; в предприятиях добычи и переработки газа — магистральные газопроводы МГ; на территориях городской застройки — теплосети, отопление, трубопроводы водоснабжения, водоотведения, канализации и др. Проект производства работ на монтаж трубопроводов является обязательным документом, которым руководствуются на объекте. Его отсутствие влечет за собой неправильную организацию работ, удорожание строительства из-за простоев (предписания от контролирующих организаций и Заказчика ввиду отсутствия ППР).

Технологическая карта на монтаж технологических трубопроводов

В ППР описывается характеристика прокладываемых труб, методы прокладки, работы проводимые в подготовительные и основной периоды, а так же работы заключительного периода с приемкой и контролем их качества. Метод монтажа и укладки трубопровода должен быть четко описан: подземно (в траншеях, каналах) или надземно (по эстакадам, опорам и др.) в соответствии с проектной и рабочей документацией. В процессе разработки уточняется способ прокладки с применением конкретного оборудования, инструментов, способы их соединения.

Состав проекта производства работ почти ничем не отличается от стандартного. Меняется только содержание с привязкой к объекту, к условиям участка строительства. На состав могут влиять много характеристик сооружаемого объекта: давление прокладываемого трубопровода (низкого, среднего, высокого), протяженность, категория (I, IВ и др.), требования Заказчика (наличие у него собственных СТО, регламентов и др.) и много другое. В обязательном порядке, как приложение к нему, составляются технологические карты.

Технологические карты на монтаж трубопроводов

Технологические карты разрабатываются в составе ППР на монтаж трубопроводов на выполняемые работы по проекту и сопутствующие работы (ЭХЗ, установка блочно-модульного оборудования, опознавательных знаков, узлов запорной арматуры и др.). В них раскрывается полная последовательность и технология проводимых работ, применяемые инструменты, оборудование, материалы, требования охраны труда при реализации определенных этапов. К примеру:

  • при укладке подземных трубопроводов раскрываются все мероприятия проводимые в основном периоде: геодезическая разбивка осей, уточнение пересекаемых существующих коммуникаций, подсыпка, сварочно-монтажные работы (для стальных и полипропиленовых труб), укладка труб, баластировка (при необходимости), присыпка, обратная засыпка с послойным уплотнением, рекультивация;
  • при укладке трубопроводов по эстакадам: монтаж эстакад, монтаж труб по ним, антикоррозионная защита;
  • при монтаже технологических (для перекачки продуктов на территории заводов) и внутренних (отопление, водоснабжение, газоснабжение и др.) трубопроводов: установка опор (при необходимости), монтаж и сварка труб, изоляция или АКЗ труб и стыков (для стальных труб), контроль неразрушающими методами сварных соединений (ВИК, УЗК, ПВК, ПВТ, РК и др.);
  • в случае пересечения через преграды (автодороги, ж/д пути, реки) разрабатываются технологические карты на: горизонтально-направленное ГНБ или наклонно-направленное бурение ННБ, продавливание футляров (в зависимости от характеристики преграды и указаний в рабочей документации и ПОС), монтаж и сварка футляров, протаскивание плети через футляр;
  • монтаж узлов запорной арматуры на магистральных трубопроводах (задвижки с ручным и электроприводом, регулирующие клапана и др.) арматуры: устройство фундаментов, монтаж арматуры, устройство присыпок, благоустройство УЗА, монтаж ограждения;
  • устройство электрохимической защиты: термитная сварка (или другой способ крепления) выводов ЭХЗ, прокладка кабельных линий, расключение кабелей, монтаж ЭНЕС, протекторов, блоков индикаторов коррозии БПИ, монтаж КИП, установка станций катодной защиты СКЗ.
Читайте так же:  Сколько квадратных метров в листе пеноплекса

Кроме основных работ, необходимы техкарты на очистку и промывку, гидравлические и пневматические испытания, катодную поляризацию трубопровода, опробование и приемку средств электрохимической защиты, профилеметрию и другое. Перечень работ, на которые необходимо разрабатывать технологические карты при монтаже трубопроводов зависит полностью от рабочего проекта на объект.

Заказать разработку ППР на монтаж трубопроводов

Заказать разработку проекта производства работ на монтаж трубопроводов можно по телефонам, указанным в разделе Контакты или отправив весь комплект исходных данных нам на e-mail: zakaz@abv-proekt.ru. Обратившись к нам Вы можете не сомневаться в компетентности наших специалистов.

После получения всех данных мы оцениваем стоимость разработки и направляем Вам коммерческое предложение и/или договор. После подписания договора мы приступаем к работе. Оплата происходит только после того как ППР будет разработан и отправлен Вам на проверку его соответствия Вашим требованиям.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта разработана на монтаж стальных дымовых труб.

Характеристика дымовых труб

В котельных с котлами малой и средней мощности применяют стальные дымовые трубы, которые устанавливают на отдельно стоящем фундаменте. Трубы выпускают внутренним диаметром 400, 500, 630 мм, длиной 20 и 30 м, а трубы диаметром 800 и 1000 мм — длиной 20, 30 и 45 м. Трубы изготовляют из толстолистовой стали толщиной 5. 6 мм.

Трубы (рис.1) раскрепляют оттяжками 3, расположенными в зависимости от их высоты в один или два яруса. В каждом ярусе устанавливают по три оттяжки. В плане оттяжки расположены под углом 120°, угол наклона их к горизонту составляет 40. 60°. Оттяжки изготовляют из круглой стали отдельными звеньями длиной 3 м. В местах крепления оттяжек к фундаментам предусмотрены натяжные устройства — винтовые стяжки 4.

Рис.1. Дымовая труба диаметром 800 мм, высотой 45 м:

1 — цоколь, 2 — царга, 3 — оттяжка, 4 — винтовая стяжка, 5 — якорь крепления оттяжек, 6 — насадка

Дымовая труба разделена на монтажные элементы — царги 2. Длина царг может быть различной, но не более 12 м. Царги соединяются на сварке. К нижней царге приварена опорная плита с ребрами, к верхней — коническая насадка 6. По всей длине трубы приварены скобы-лестницы. Цоколи 1 труб и их фундаменты выполнены из монолитного железобетона с футеровкой из керамического кирпича. Цоколи могут быть с подземным и надземным примыканием газоходов.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Подготовку к монтажу дымовой трубы проводят на сборочной площадке, которая размещается в непосредственной близости от места монтажа и по возможности служит и монтажной площадкой.

В том случае, если трубу монтируют полностью собранной, царги предварительно выкладывают на подкладках, стыкуют между собой и оснащают лестницами и оттяжками.

До подъема трубы специализированные организации должны выполнить химзащитные работы.

Монтаж дымовых труб на отдельно стоящем фундаменте рекомендуется вести одним блоком. Масса полностью собранной дымовой трубы в зависимости от диаметра и длины колеблется от 1,7 до 7,6 т. Трубу собирают в горизонтальном положении на подкладках. Для последующего монтажа трубу удобно располагать таким образом, чтобы ее ось проходила над фундаментом и чтобы 1/3 длины трубы находилась по одну сторону фундамента, а 2/3 длины — по другую сторону. В этом случае собранную трубу можно поднимать в проектное положение без дополнительного транспортирования или передвижки.

Наиболее рациональный метод монтажа — подъем полностью собранной трубы кранами. При подъеме одним краном трубу стропят за верхний торец — оголовок (рис.2, а) или, если высота подъема крюка недостаточна, за корпус универсальным стропом в обхват. Место строповки должно находиться выше центра тяжести у одного из фланцевых стыков или у верхнего пояса крепления расчалок. Место строповки определяют после расчетной проверки прочности корпуса трубы. Наиболее опасен момент отрыва трубы от земли. Чтобы уменьшить напряжения и деформации трубы, ее следует стропить на расстоянии 1/3 длины от верхнего торца. Кроме того, место строповки выбирают так, чтобы отклонение трубы от вертикального положения не затрудняло установку ее на фундамент.

Рис.2. Схема монтажа дымовой трубы одним краном:

а — строповка дымовой трубы за оголовок, б — строповка дымовой трубы ниже ее середины, в — подъем трубы краном методом поворота вокруг шарнира с последующим дотягиванием лебедкой; 1 — кран, 2 — дымовая труба, 3 — трубоукладчик, 4 — контргруз, 5 — тяговый канат, 6 — оттяжка, 7 — шарнир, 8 — универсальный строп

В том случае если на монтажной площадке находится кран большой грузоподъемности, но со стрелой малой длины, то дымовую трубу можно стропить ниже ее середины, но при этом следует использовать контргруз 4 (рис.2, б). Контргрузом служат железобетонные балки или прокатный металл, которые крепят к нижней части трубы.

Применяют также способ монтажа поворотом вокруг шарнира, показанный на рис.2, в. Дымовую трубу 2 поднимают краном 1, поворачивают вокруг шарнира 7 и затем подтягивают канатом, идущим на тяговую лебедку. В последний момент подъема трубу удерживают оттяжкой 6.

При строповке трубы, показанной на рис.2, б, поднятая труба, как правило, имеет значительный наклон (до 45°). Чтобы придать ей вертикальное положение при установке на фундамент, следует использовать один из следующих двух способов.

Первый способ заключается в том, что низ трубы оттягивают, но при этом в месте строповки трубы к крану (или непосредственно к крюку крана) закрепляют вторую оттяжку, которая будет воспринимать горизонтальное усилие и обеспечит вертикальность грузового полиспаста крана. Верхняя и нижняя оттяжки должны быть направлены строго в противоположные стороны. Второй способ состоит в том, что трубу краном заводят в заранее подготовленный у фундамента шарнир и дотягивают лебедкой, как показано на рис.2, в.

Стальную дымовую трубу можно поднять двумя кранами (рис.3), при этом их суммарная грузоподъемность на применяемом вылете стрелы должна быть больше массы трубы. Нагрузка на кран должна составлять не более 0,9 грузоподъемности каждого крана. При применении кранов одной марки или грузоподъемности трубу стропят за монтажные штуцера, приваренные на одной высоте, но в диаметрально противоположных точках. При использовании кранов разной грузоподъемности массу трубы надо распределить на каждый кран пропорционально его грузоподъемности, использовав траверсу.

Рис.3. Схема монтажа дымовой трубы двумя кранами:

1 — монтажный штуцер, 2 — универсальный строп, 3 — крюк крана

В том случае если на монтажной площадке находится башенный кран, дымовую трубу монтируют царгами. Когда высота подъема крана недостаточна, чтобы смонтировать одну или две верхние царги, их стропят ниже верхнего фланца, но выше их середины, а в царге вырезают отверстие для прохода стрелы башенного крана.

На монтаже котельных с котлами малой и средней мощности, как правило, используют один кран: для котлов малой мощности (ДКВР-2,5; -4; -6,5; -10, ДЕ-4; -6,5, КВ-ГМ-10; -20) — кран грузоподъемностью 10. 16 т (МКА-10М, МКА-16), которым можно монтировать дымовые трубы диаметром до 800 мм, высотой до 30 м; для котлов средней мощности (ДКВР-25, КЕ, ДЕ-10, ДЕ-25, БКЗ-75, ГМ-50 и др.) — кран грузоподъемностью 25. 40 т (МКГ-25БР, СКГ-40163), которым можно монтировать дымовые трубы диаметром 1000 мм, высотой до 45 м.

В отдельных случаях, когда имеющийся на монтажной площадке кран из-за недостаточной грузоподъемности или высоты подъема не может поднять и установить дымовую трубу, рекомендуется применять монтаж с опиранием на временную стойку (рис.4). При этом методе до начала монтажа трубу 1 собирают в положении I и соединяют с фундаментом 2 через шарнир 3. К трубе снизу присоединяют опорную временную стойку 5, которая соединяется с шарниром 3 канатом 4. При монтаже трубу стропят и поднимают краном 6 в промежуточное положение II. Трубу опускают на стойку 5 так, чтобы канат 4 был натянут. Далее отсоединяют крюк крана от трубы, стропят за низ стойки и поднимают трубу в проектное положение, удерживая трубу в последний момент подъема тормозным канатом 8.

Рис.4. Монтаж дымовой трубы поворотом вокруг шарнира с помощью опорной стойки:

1 — труба, 2 — фундамент, 3 — шарнир, 4 — канат, 5 — стойка, 6 — кран, 7 — максимальная высота подъема крюка крана, 8 — тормозной канат; I. III — положения трубы

Во время подъема возникает необходимость перемещения крана в сторону фундамента.

3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

При приемке деталей трубы проверяют размеры отдельных царг и исправляют выявленные дефекты. Допускаемые отклонения от размеров царг дымовых труб приведены в табл.3.1.

Допускаемые отклонения от размеров царг дымовых труб

Технологическая карта на монтаж технологических трубопроводов

Детальная разработка отдельных этапов монтажа оборудования отражается в технологических картах, позволяющих более эффективно построить производственный процесс.

Для большей эффективности процесса сборки отдельные этапы монтажа освещаются в технологических картах.
Эта монтажно-технологическая документация содержит подробное описание отдельной операции и используется при разработке Проекта производства работ, Проекта организации строительных работ и любой, используемой при монтаже технологической документации.

Для составления технологической карты уточняются объемы производства на конкретном этапе монтажа, условия проведения сборки, смета материалов, графики, содержащие начальную и конечную даты, время поставки комплектующих и выполнения конкретных работ.

В технологической карте делается расчет выработки на одного рабочего, расходы материалов и ресурсов за смену или за день, приводится схема рабочих мест, технологический процесс с разбивкой по времени выполнения операций.

Составление такой карты поможет вести отчетность и следить за правильностью выполнения работ.

Перечень технологических карт:

монтаж промышленного оборудования

Обычно при поставке промышленного оборудования изготовитель предоставляет чертежи и инструкции по монтажу. Если условия производства работ не совместимы с инструкциями, для монтажа отдельных узлов или для особо сложных этапов составляются технологические карты.
Технологические карты содержат следующую информацию:

    Название и описание машины или операции; Количество монтажных блоков или узлов, объемы работ; Расчет трудоемкости и смета; Количество необходимых работников, состав бригад; Длительность производства работ; Технологический подход к монтажу сложных узлов, конструкций, частей оборудования или трубопроводов; Возможность механизации ручного труда; Перечень такелажной и монтажной оснастки, виды строповок, грузозахватных механизмов; Схемы и варианты строповки частей оборудования, участков и узлов трубопроводов; Применяемые грузоподъемные механизмы, их характеристика; Перечень поднимаемого груза с указанием веса; Схема расположения такелажника и стропальщика.

Обязательно в технологической карте указываются требования по безопасности выполнения сборочных работ.

монтаж трубопроводов

Технологические карты на монтаж трубопроводов составляются в зависимости от его характеристик и назначения. Сборка практически любого трубопровода является технологически сложным процессом, при котором требуется учет конкретных условий. Для многих операций по монтажу трубопроводов разработаны и используются типовые технологические карты, для других разрабатывается уникальный документ.

В технологической карте кроме общих для монтажа оборудования указаны следующие сведения:

    Пооперационная последовательность сборки; Если одна операция выполняется несколько раз, указывается ее периодичность; Калькуляция времени на каждую операцию при монтаже трубопроводов; Список необходимого инструмента и оснастки; Требования по применению различных компенсаторов; Средства для крепления труб; Методы соединения труб и арматуры.

Технологические карты для трубопроводов из различных материалов отличаются. Отдельно разрабатываются технологические карты на соединение трубопроводов, монтаж, укладку, крепление.

Технологическая карта на монтаж технологических трубопроводов

Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции;

РД 34.15.132-96 Сварка и контроль качества сварных соединений металлоконструкций зданий при сооружении промышленных объектов.

Технологическая карта разработана в соответствии с учётом требований следующих нормативных документов:

ГОСТ 24297-87 «Входной контроль продукции. Основные положения»;

СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;

СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;

СП 12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда».

ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»;

СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»

ГОСТ 7502-98 «Рулетки измерительные металлические. Технические условия».

ГОСТ 9416-83 «Уровни строительные. Технические условия».

ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ «Средства защиты работающих. Общие требования и классификация»;

ГОСТ 12.4.103-83 ССБТ «Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация»;

ЕНиР «Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Общая часть»;

«Руководство по разработке технологических карт в строительстве» (М.: ЦНИИОМТП, 2004 г.);

Оцените статью