Шумоизоляция для студии звукозаписи

Как только вы соберетесь записывать музыку, соседи могут взбунтоваться, так как звуковые волны имеют свойства проникать практически через любой материал стен. И выход в этой ситуации только один – звукоизоляция студии. Работа эта очень сложная, трудоемкая, и произвести ее качественно – это настоящее искусство. Как же этого добиться?

Шумоизоляция для студии звукозаписи

Способы звукоизолировать помещение

Есть несколько методов, которые способны свести проводимость звука практически к нулю:

  • Самым действенным и надежным является создание «комнаты в комнате», процесс, очень трудоемкий и дорогой.
  • Второй способ, оштукатурить стены.
  • Применение акустического поролон.

Метод выбирается в зависимости от результата, который нужно получить и от финансовых возможностей.

Звукоизоляция «комната в комнате»

Для понимания этой звукоизоляции нужно рассмотреть технологию выполнения изоляции подробно:

Начинать нужно с пола. Сама конструкция будет называться «плавающей». Для его изготовления нужно взять изолирующий материал, типа Шумопласта. Материал должен быть по толщине не менее двух сантиметров, так как нужно заглушить все шумы, включая ударные.

Шумоизоляция для студии звукозаписи

Первое, что вам нужно сделать – это заделать все имеющиеся дефекты и трещины, для этого можно использовать минеральную вату или другой изоляционный материал. Затем нужно смонтировать деревянную обрешетку из бруса в 50 мм. Под брус прокладывается шумоизоляция в 20 мм.

Между брусьями нужно проложить Шумопласт, один из лучших звукоизоляционных материалов. Затем монтируется покрытие, оно может быть из ОСБ 12-16 мм. Пол готов, осталось только постелить ковролин, но это нужно будет сделать уже после всех изоляционных работ.

Если вы хотите полностью изолировать комнату, и спокойно работать, то стоит рассчитывать на то, что общая толщина стяжки и звукоизолирующего слоя будет не меньше восьми сантиметров.

Как только сделан пол, приступают к монтажу звукоизолирующего потолка, это может быть бескаркасный способ, или каркасный на системах Виброфлекс, они очень хорошо поглощают вибрацию. Изолирующий материал должен быть от 20 до 60 мм, в зависимости от толщины бетонных перекрытий.

На потолок монтируется каркас, с применением алюминиевых профилей. Как только каркас готов, прокладывается изоляционный материал и прикручивается гипсокартон. Потолок готов, останется только прошпаклевать и покрасить, но это после изоляции стен.

Шумоизоляция для студии звукозаписи

Стены изолируются третьим этапом. Если комната с высокими потолками, и при этом стены в ней ровные, то целесообразно применить бескаркасные, независимые облицовки, которые опираются на пол и потолок. Монтировать такую систему просто, но и стоит она дороже, чем каркасная. На каркасных системах нужно обязательно применять виброизолирующие подвесы.

Шумоизоляция для студии звукозаписи

На стены, как и на потолок, монтируется каркасная система из профилей, которые, так же как и на потолке прокладываются изоляционным материалом, и прикручивается гипсокартон.

Как только все монтажные работы закончены, можно приступить к отделке помещения, стены и потолок шпаклюются и облицовываются.

Окна и двери – это последний этап в полной звукоизоляции комнаты. Стоит сразу сказать, что входную дверь придется заменить, на тяжелую с большим пластом хорошего утеплителя внутри. Для окон в данной ситуации предполагается установка второго блока остекления с пяти камерным стеклопакетом.

Но не у каждого начинающего музыканта есть деньги на обустройство такой сложной и дорогостоящей звукоизоляции, поэтому нужно рассмотреть второй вариант.

Звукоизоляция штукатуркой и стяжкой

Этот способ потребует от вас достаточного терпения и трудолюбия. Первым делом делаем стяжку на полу. Для этого нужно разобрать старое напольное покрытие, очистить поверхность от строительного мусора и пыли, загрунтовать. Далее выставляются маячковые профиля, по уровню, при этом высота стяжки должна быть не менее 5-8 см.

Как только стяжка высохнет, для этого понадобится не менее недели, можно переходить к следующему этапу.

Штукатурка

Оштукатурить можно как стены, так и потолок:

  • Снять старое покрытие со стен до бетона, хорошо загрунтовать поверхность.
  • Заделать все имеющиеся трещины на стенах, хорошо подойдет монтажная пена. Особое внимание уделить местам соединения стен с потолком.
  • Выставить маяки, по периметру стен на расстоянии полутора метров друг от друга. Маячковый профиль устанавливается по уровню так, чтобы на выходе получился слой штукатурки не менее 4 сантиметров, иначе нужного результата в изоляции не получится.
  • Как только штукатурка просохнет, нужно будет стены зашпаклевать и нанести облицовочное покрытие.

Для звукоизоляции стен штукатуркой нужно выбрать материал с изоляционными качествами на цементной основе.

Штукатурка потолка очень сложный процесс, и выполнить его качественно сможет только специалист, так что на потолок можно смонтировать подвесную конструкцию из гипсокартона с прокладкой изолирующего материала, как описано в первом случае.

Акустический поролон

Этот материал может нейтрализовать шум внутри помещения двух типов:

  • Колебания, распространяемые через молекулы воздуха.
  • Ударные вибрации.

Акустический поролон производят в виде панелей, которые могут иметь рельефную и безрельефную поверхность, разного размера.

Рельефные панели нейтрализуют волны звука и подавляют вибрационные импульсы, имеют профиль в виде пирамиды или волны, что придает помещению оригинальный и необычный вид.

Шумоизоляция для студии звукозаписи

Ровные панели устраняют любые шумы, но для отделки студии она мало пригодны, так как намного хуже впитывают и рассеивают ударные вибрации. Применяется этот вид материала в квартирах с маленькими детьми, где нужно незначительно понизить уровень шума, и нет сильных ударных колебаний.

Применение изоляционного поролона в звукозаписывающих студиях

Помещения, где идут постоянные репетиции и запись музыки – вот основное использование рельефного материала. В большинстве случаев панели размещаются по всему периметру студии, включая потолки и специальные звукопоглощающие экраны.

Шумоизоляция для студии звукозаписи

Рельефные панели устанавливаются внутри студии, если не сделана предварительная звукоизоляция пола, то их можно установить под напольное покрытие, предварительно соорудив обрешетку из брусьев. Если дизайн студии, предполагает ровные, окрашенные стены, то акустический поролон устанавливается как обычный утеплитель при монтаже «комната в комнате».

Акустический поролон нельзя сминать, так как любые заломы на материале приводят к снижению его эффективности.

Установка

Поролон для звукопоглощения крепится к основанию на обычный клей или строительный двусторонний скотч. Если стена имеет сильное искривление, то ее можно выровнять листами ГКЛ, которые и станут основанием, на него можно смонтировать поролон.

Материал выпускается в достаточно широком размерном диапазоне от 5 до 100 мм. Критерии выбора материала будут зависеть от того, какое количество шумового загрязнения нужно устранить, для достижения чистого звучания, аппаратуры и человеческого голоса.

Чем сильнее звук, тем толще будет панель звукопоглощающего поролона. Например, если нужно звукоизолировать студию в квартире, то приобретается панель с максимальной толщиной.

Шумоизоляция для студии звукозаписи

Несомненным параметром при выборе материала для звукоизоляции студии звукозаписи является и плотность материала, чем она меньше, тем лучше будет звукопоглощение.

Уход за этим материалом не составит труда, панели несмотря на свою рельефную поверхность, хорошо чистятся пылесосом. Срок их службы неограничен.

Если в квартире, где находится домашняя студия звукозаписи, уже приняты меры по звукоизоляции, но они недостаточно защищают, то можно применить акустический поролон в качестве дополнительной изоляции музыкальных, студийных инструментов. Для этого достаточно приклеить на стену, возле которой стоит аппаратура несколько кусков поролона.

В заключении

Понятно, что никому не нравится сильный шум, исходящий из соседней квартиры, при этом он может не только раздражать звучанием, но и вибрацией, которая происходит при ударных колебаниях. Для того чтобы не раздражать соседей, причиняя им неудобство и работать в спокойной обстановке, нужно принять всевозможные меры по звукоизоляции.

Шумоизоляция для студии звукозаписиШумоизоляция для студии звукозаписиШумоизоляция для студии звукозаписиШумоизоляция для студии звукозаписиЗвукоизоляция студии звукозаписи

Акустика студий звукозаписи должна отвечать нормативным показателям (реверберация, уровень звукового давления) и другим специальным требованиям. Обеспечить выполнение этих требований, защитить помещение от внешних звуковых помех и создать в нем оптимальную структуру звукового поля способна звукоизоляция студии.

Одним из важнейших вопросов, который предстоит решать специалисту-акустику – какие материалы будут использоваться при строительстве и отделке студии. В качестве звукоизоляционных материалов для студии звукозаписи используются различные виды глушителей шума: пружинные амортизаторы, резиновые прокладки, гипсовые обшивочные листы, специальная плитка и другие. При подборе материалов для студии звукозаписи необходимо учитывать их внешний вид, стоимость, пожарную безопасность, возможность поставки, технику крепления и т.д.

Читайте так же:  Как утеплить шлакоблок снаружи

Стены студии звукозаписи, или звукоизоляционный «сэндвич»

Первое с чего нужно начать, это решить каким образом будут спроектированы стены студии звукозаписи.

Шумоизоляция для студии звукозаписи

Хорошо себя зарекомендовал принцип «коробка в коробке», при котором стены студии звукозаписи, а также ее пол и перекрытия независимы от других конструкций здания и жесткой связи с ними не имеют. Используется отдельный фундамент или между полом коробки и перекрытием укладываются специальные прокладки. Модульный принцип обустройства дает возможность вписать студию звукозаписи в большее помещение, обеспечив ее звукоизоляцию за счет многослойности ограждающих конструкций.

Так же, возможен вариант «надстраивания» на стены дополнительного каркаса из деревянных или металлических профилей, которые жестко крепятся к основной стене и на них уже в свою очередь крепятся звукоизоляционные материалы. Металлические профиля намного удобнее с точки зрения монтажа, но у них есть серьёзный минус – при сильных вибрациях они начинают «звенеть», что недопустимо для студии звукозаписи. Поэтому металические профиля необходимо дополнительно прокладывать звукоизоляционным материалом, или соединять монтажной пеной со стеной для передачи колебаний на стену.

Внутренняя отделка студии звукозаписи

Внутренняя отделка студии должна иметь достаточное количество звукопоглощающих и звукорассеивающих конструкций. Для звукопоглощения используют обернутые стеклотканью минерально-ватные плиты, которые закладывают в ячейки несущего деревянного каркаса и закрывают декоративным, прозрачным с позиции акустики покрытием, например, деревянными рейками. Звукорассеивающие конструкции выполняются в виде призм и пирамид из фанеры или гипса. Размещают такие конструкции на потолке.

Звукоизоляция стены выкладывается по принципу «сэндвича». В качесте основы, заполняющей пространство между стеной и каркасом, необходим звукоизоляционный материал с высокой степенью поглощения низких частот. Для этих целей очень хорошо подойдёт «вата». Только не надо набивать стены медицинской ватой, от неё толку будет мало. Всё-таки у нас студия звукозаписи, а не санитарные палаты. Существует специальная акустическая каменная или минеральная вата. Как ни странно, но каменная вата, она действительно «каменная», т.е. сделана из камня, а соответственно является абсолютно пожаробезопасной. Плюс ко всему каменная вата обладает очень хорошими теплоизоляционными свойствами, а значит в вашей студии звукозаписи будет тепло холодными зимними вечерами.

Шумоизоляция для студии звукозаписи

Но есть одно «но». Если не хотите чтобы ваши лёгкие через 5 лет превратились в «фарш», то настоятельно рекомендуем во-первых использовать именно каменную вату, а не минеральную, а во-вторых обязательно плотно закрывать вату следующим слоем звукоизоляции, таким образом чтобы нигде не оставалось открытых участков ваты (даже самых маленьких размером 1см на 1см). Иначе когда барабанщик будет лупить по бочке через эту дырочку будут вылетать волокна ваты, попадать в лёгкие и как результат – «фарш». О технике безопасности монтажа звукоизоляционной ваты даже и говорить не стоит. Маски, рэспираторы, перчатки, очки и т.д. – просто обязательны. Берегите своё здоровье.

Важно, чтобы звукоизоляция студий звукозаписи не переглушала звук, не делала его «мертвым». Акустического баланса позволяет добиться комбинация пористых, мембранных и перфорированных абсорберов. Мембранные абсорберы, такие как вата, используют для поглощения низких частот. Они не зависят от длины волны, поэтому эффективно работают при толщине 150–200 мм. Перфорированные абсорберы поглощают преимущественно средние и высокие частоты. Пористые абсорберы – низкие, средние и высокие.

Для поглощения средних частот хорошо подойдёт акустический звукоизоляционный гипсокартон. Его особенность и основное отличие от обычного гипсокартона состоит в том, что аккустический гипсокартон равномерно изрешечен отверстиями. Звук не отражается от него, а попадает в отверстия и через них – в вату, где благополучно гасится. Такой гипсокартон покрыт с обратной стороны плотной бумажной лентой, что не позволяет вате «вылетать» через отверстия и портить ваше здоровье. Но монтаж такого гипсокартона дело тонкое, он намного более хрупкий чем обычный гипсокартон, поэтому будте с ним нежны и ласковы.

Шумоизоляция для студии звукозаписи

В качестве звукоизоляции для студии звукозаписи эффективен метод «шахматной доски». На расстоянии 10 см от стены монтируется деревянный каркас из бруса (сечение 30х100 мм) и заполняется десятисантиметровым слоем акустической пены. Половину ячеек в шахматном порядке закрывают перфорированными ДВП-листами толщиной 3–4 мм. Диаметр отверстий – 3 мм с шагом 38 мм. Метод особенно хорош в комнатах для вокала и прослушивания музыкальных инструментов. Позволяет устранить эффект безэхового («ватного») помещения на высоких частотах.

Шумоизоляция для студии звукозаписи

С целью шумоизоляции помещений для записи вокала в студии звукозаписи используются поролон, вата, ковролин в разных комбинациях. Эти материалы хорошо поглощают звук в диапазоне от 3 кГц до 9–10 кГц. Для поглощения низких и субнизких частот звука, издаваемого такими инструментами, как барабаны и контрабас, необходимы специальные композитные панели.

Звукоизоляция студии звукозаписи своими руками

Если при оборудовании студии нет возможности обратиться к специалистам, то можно попытаться оборудовать ее самостоятельно. Прежде всего, необходимо установить пластиковые окна, которые идеально поглощают внешние звуки. Окна нужно завесить плотными шторами, чтоб предотвратить отражение звука от стекла.

Для звукоизоляции студии звукозаписи используют следующие материалы:

  • лотки для яиц;
  • шторы из плотной и тяжелой ткани;
  • ковролин;
  • поролон;
  • пробка и др.

Лотки для яиц не поглощают, а рассеивают звук. Дешевый и недостаточно эффективный материал. Шторы дороже, чем лотки, но их эффективность также недостаточна. Шторы можно укрепить поверх лотков. Ковролин – для звукоизоляции подходит неплохо. Лучше выбирать ковролин с длинным, рыхлым, неравномерно уложенным ворсом. Материал укладывают на пол, обивают им стены и дверь. Поролон приближается к специальным акустическим материалам и при этом дешев. Лучше использовать фигурные плиты поролона (можно купить в специализированных магазинах). Хорошим, но недешевым материалом является пробка.

Шумоизоляция для студии звукозаписи

И все же для звукоизоляции стен в студии звукозаписи, даже если вы делаете ее своими руками, лучше использовать специальные акустические материалы. Они дороги, но наиболее эффективны. Используются полиуретановые плиты, плиты из древесного волокна, акустический поролон, ткани. При этом для достижения максимального эффекта необходимо заказать акустическое проектирование.

Шумоизоляция для студии звукозаписи

При использовании комбоусилителей для звукоизоляции помещения и улучшения качества звука, снимаемого с комбика микрофонами, желательно соорудить маты и расположить их по периметру в виде акустических щитов. В качестве мата можно использовать утеплитель Isover (в состав входит стекловата), который упаковывают в полиэтиленовый мешок.

Для барабанной установки лучше всего создать мини-комнату – специальный ящик, где бы она могла уместиться вместе с барабанщиком, несколько барабанных стоек и было бы достаточно воздуха. Внутренняя поверхность мини-комнаты обивается ватными матрасами, пол выстилается деревянными досками и покрывается резиновым листом. Барабанную MIDI установку можно разместить на деревянном постаменте, обитом ковролином. Более подробно о технике записи барабанов в студии можно почитать в статье "Запись и обработка барабанов".

С целью звукоизоляции в студии звукозаписи желательно иметь небольшую, обитую звукопоглотительным материалом фанерную ширму из четырех секций. Ее легко передвигать и преобразовывать, например, в кабинку, где вокалист мог бы записывать голос. Ширма складывается в виде плоскости, поэтому ее легко хранить. Дополнительные крючки и крепления для звукопоглощающих матов позволяют использовать ширму в качестве акустического щита.

Нередко люди, затевающие организацию собственной студии, начинают с поиска в сети по фразам "звукоизоляция для студии звукозаписи", "шумоизоляция студии звукозаписи". В каком-то смысле они, конечно, правы. Студия должна быть защищена от посторонних шумов, да и соседей стоит защитить от происходящего в студии. Однако, это далеко не все. Для студий звукозаписи, домашних кинотеатров и комнат прослушивания крайне критичной является организация правильной акустической среды. При проектировании и проведении строительных работ в помещениях этого типа приходится решать не только вопросы звуко- и виброизоляции, но и вопросы обеспечения оптимального звучания.

В действующем СНиП нет конкретных требований по студийной звукоизоляции, звукоизоляции домашних кинотеатров и т.п. Поэтому при проектировании каждый заказчик определяет такие требования самостоятельно или опирается на отраслевые (ОСТ) или зарубежные стандарты (например, требования компании Dolby в случае домашних кинотеатров).

Волшебный универсальный звукоизоляционный материал для студии в природе не существует. Любая звукоизоляция, это прежде всего конструкция, включающая набор материалов, примененных технологически верно. Как правило, для помещений с повышенными требованиями к звукоизоляции успешно применятся методика комплексной звукоизоляции всех поверхностей по системе "пол-стены-потолок"

Ссылка на основную публикацию
Яндекс.Метрика
Adblock
detector