Подготовка котельной к отопительному сезону мероприятия

Сроки выдачи паспортов готовности к отопительному периоду составляют:

  • не позднее 15 сентября — для потребителей тепловой энергии,
  • не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций,
  • не позднее 15 ноября — для муниципальных образований.

C чего начать подготовку к отопительному периоду?

Ответ: До 1 мая текущего года необходимо разработать Приказ о подготовке предприятия к отопительному периоду и План мероприятий по подготовке к отопительному периоду (провести ремонтно-технические мероприятия, подготовить и провести проверку знаний персонала, определиться с тем, кто будет ответственный за тепловое хозяйство, создать запас оборудования и материалов, провести гидравлические испытания систем теплоснабжения и теплопотребления и т.д.) по подготовке к предстоящему отопительному периоду с учетом предписаний Ростехнадзора, опыта прошедшего года.

Можно ли получить паспорт готовности муниципальному образованию после 15 ноября?

Ответ: В соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 , сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября — для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября — для муниципальных образований.

В случае устранения, указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в установленные сроки, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.

Муниципальное образование, не получившее по объектам проверки паспорт готовности до 15 ноября, обязано продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Кем определяется готовность муниципального образования к отопительному сезону кроме Ростехнадзора?

Ответ: Существуют нормативно-правовые акты, которыми мы руководствуемся в принятии решения о выдаче паспорта готовности. Все нормативно-правовые акты размещены на сайте Ростехнадзора. Муниципальное образование получает паспорт готовности, если выполнены требования по готовности теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии и требования по готовности для муниципальных образований в соответствии Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103.

Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Муниципальное образование получает паспорт готовности, если выполнены требования по готовности теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии и требования по готовности для муниципальных образований в соответствии Правилами оценки готовности к отопительному сезону. Ростехнадзор рассматривает документы по готовности потребителей и теплоснабжающих организаций, которые формирует муниципальное образование.

Таким образом, оценка основывается на данных комиссии муниципального образования.

Какие документы необходимо подготовить при проверки готовности муниципальных образований?

Ответ: Для оценки готовности к отопительному периоду муниципальным образованиям необходимо представить следующие документы:

  • план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций.
  • документы, подтверждающие наличие системы мониторинга состояния теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения,
  • акты проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспорта всех теплоснабжающих организаций к работе в отопительный период, и паспорта готовности всех теплосетевых организаций
  • Необходимо будет представить акты проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспорта готовности потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период,
  • распорядительный документ о назначении в установленном порядке комиссии по проверке готовности теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период,
  • программы проведения проверки готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, утвержденные руководителем (заместителем руководителя) администрации муниципального образования.
  • Будут запрошены подтверждающие документы о соответствии фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам, перечень теплоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования,
  • перечень потребителей тепловой энергии, в отношении которых проводится проверка готовности к отопительному периоду.
  • Потребуется предоставить порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло -, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления,
  • соглашение об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Федеральным законом «О теплоснабжении» (часть 5 и часть 6 статьи 18), документы о наличии бесхозяйных тепловых сетей, источников тепловой энергии, предпринятые органами местного самоуправления поселений или городских округов для определения эксплуатирующей теплосетевой организации.

Вопрос от 28.02.2018:

Ежегодно при проведении мероприятий по подготовке к отопительному сезону муниципальные образования сталкиваются с одной и той же проблемой. Мы не можем получить паспорта готовности по двум основным причинам: на сельских котельных отсутствуют системы химводоподготовки, которых на данных котельных никогда не было, а так же отсутствуют приборы коммерческого учета. Зачастую стоимость данных систем выше, чем стоимость основного оборудования всей котельной. Это сельские котельные, на которых данных систем не было никогда и при строительстве они не планировались, и места для их установки, зачастую, на таких котельных нет. Эти мероприятия на безопасную эксплуатацию и качество выдаваемых услуг напрямую не влияет, но, тем не менее, считается, что муниципальные образования не готовы. Есть ли возможность внести какие-либо изменения и к таким котельным, на которых изначально такие мероприятия не предусматривались данные требования не применять?

Ответ: При проведении мероприятий по контролю за подготовкой муниципальных образований к предстоящему отопительному периоду, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору руководствуется требованиями Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее – Правила оценки готовности) и Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 21.03.2003 № 115 (далее – ПТЭТЭУ).

В соответствии с п. 2 Правил оценки готовности, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее – уполномоченные органы).

Согласно п. 13 гл. III Правил оценки готовности, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду, уполномоченным органом в отношении данных организаций должны быть проверены, наряду с иными, следующие документы:

  • организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;
  • соблюдение водно-химического режима.

Согласно п. 12.4 ПТЭТЭУ, эксплуатация котлов без докотловой или внутрикотловой обработки воды не допускается.

Отсутствие водоподготовительных установок на котельных напрямую влияет на безопасную эксплуатацию котлов и котельного оборудования и как следствие – выход из строя котлов (течь котлов) из-за наличия накипи на внутренних поверхностях труб котлов.

Управление Ростехнадзора направит информационное письмо по данному вопросу в Центральный аппарат Ростехнадзора.

Вопрос от 29.05.2018:

Может ли теплоснабжающая организация претендовать на получение акта и паспорта готовности, если замечания комиссии к выполнению требований по готовности к отопительному периоду выполнены?

Ответ: Согласно пункту 12 Приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103 “Об утверждении «Правил оценки готовности к отопительному периоду» теплоснабжающая организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний по готовности, если замечания устранены до даты, установленной пунктом 10 Правил, не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, необходимо уведомить комиссию об устранении замечаний для проведения повторной проверки.

После проведения повторной проверки, при положительном заключении комиссии, оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду и выдается паспорт готовности.

В случае, если замечания по готовности устранены после даты, установленной пунктом 10 Правил, организация уведомляет комиссию об устранении замечаний. Комиссией проводится повторная проверка, при положительном заключении комиссии, оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Вопрос от 24.09.2018:

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду. В случае, если объект проверки готов к отопительному периоду Правилами предусмотрена выдача паспорта готовности. Предусмотрена ли законодательством Российской Федерации какая-либо ответственность должностных или юридических лиц в случае невыдачи паспорта готовности к отопительному периоду?

Ответ: Законодательством Российской Федерации ответственность должностных или юридических лиц в случае невыдачи паспорта готовности к отопительному периоду не предусмотрена.

Вопрос от 24.09.2018:

При проведении проверок хода подготовки к отопительному периоду теплосетевых и теплоснабжающих организаций должностные лица Ростехнадзора в случае выявления нарушений обязательных требований выдают предписания об их устранении. Влияет ли невыполнение данных предписаний в срок на оценку готовности к отопительному периоду и выдачу паспорта?

Ответ: В соответствии с пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления.

Таким образом, в случае невыполнения в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, паспорт готовности не выдается.

Вопрос от 23.05.2019:

Какими нормативными документами устанавливаются требования к категориям по электроснабжению котельных, обеспечивающих теплоснабжение населения?

Ответ: Электроснабжение котельных согласно СП "Котельные установки» должно осуществляться в зависимости от категории котельной по надежности отпуска тепловой энергии потребителю.

Котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям подразделяются на котельные первой и второй категории согласно СП "Котельные установки».

  • к первой категории относятся: — котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой и второй категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла;
  • ко второй категории — остальные котельные.

Исходя из вышесказанного котельные, относящиеся к первой категории по надежности отпуска тепловой энергии должны иметь первую категорию надежности по электроснабжению; а котельные, относящиеся ко второй категории по надежности отпуска тепловой энергии должны иметь вторую категорию надежности по электроснабжению.

Требования по организации электроснабжения в соответствии с первой и второй категориями надежности установлены «Правилами устройства электроустановок».

Вопрос от 23.05.2019:

При рассмотрении документов по готовности к отопительному сезону инспектор требует представления методики проведения испытаний на тепловых энергоустановках, согласованные в органах государственного энергетического надзора. Каким документом это регламентировано?

Ответ: В соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» методики и программы проведения испытаний, инструментальных измерений, проводимых на тепловых энергоустановках, должны быть согласованы специализированными организациями в органах государственного энергетического надзора.

Вопрос от 23.05.2019:

Какие документы согласно Правил оценки готовности к отопительному периоду и других нормативных документов должны быть представлены для подтверждения работоспособного состояния тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии?

Ответ: При подготовке к работе в ОЗП потребителей тепловой энергии уполномоченным органом проверяется состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии. При этом, в соответствии с «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок», у потребителя тепловой энергии должны быть:

  • Акты промывки тепловых сетей потребителя, акты испытания тепловых сетей потребителя на прочность и плотность;
  • Акты приемки оборудования из ремонта с оценками качества отремонтированного оборудования и качества выполнения ремонтных работ.

Вопрос от 23.05.2019:

Какие документы должны быть представлены теплоснабжающей организацией для подтверждения выполнения планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии согласно научно-технической документации?

Ответ: В соответствии с «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок», работы, выполняемые при капитальном ремонте тепловых энергоустановок, принимаются по акту. К акту приемки прилагается вся техническая документация по выполненному ремонту, а именно: эскизы, акты промежуточных приемок по отдельным узлам и протоколы промежуточных испытаний, исполнительная документация, акты промывок и испытаний ТЭУ и т.д.

На оборудование, работающее под давлением (паровые котлы, водогрейные котлы и тепловые сети с температурой горячей воды свыше 115 0 С), исполнительная документация по ремонту должна соответствовать требованиям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

  • Просмотров: 964

Своевременная подготовка тепловой сети к осенне-зимнему периоду (ОЗП) является важным мероприятием, обеспечивающим бесперебойное, надежное теплоснабжение. Его проведение должно соответствовать требованиям действующих на территории РФ и отдельных муниципальных образований нормативно-технических документов по эксплуатации теплосетей.

Работы по подготовке к новому отопительному сезону должны начинаться еще в предыдущем. А именно — необходимо систематизировать дефекты, выявленные в работе оборудования и устройств в прошлом периоде. Проанализировать причины отклонения от теплового и гидравлического режимов. На основании полученных данных должен быть составлен график работ (план подготовки к зиме), устраняющий подобные проблемы.

Мероприятия по подготовке тепловой сети к ОЗП

Летом организация, обслуживающая тепловую сеть, обязана провести следующие работы:

  • Шурфовку (вскрытие) участков теплотрассы для определения коррозийного износа труб. В новых сетях она проводится через 3 года после начала эксплуатации. Участки, где утонение стенки трубы в результате коррозии превышает 20%, подлежат замене.
  • Устранение выявленных ранее дефектов, ревизия и ремонт тепловых сетей, насосных установок, вспомогательного оборудования, запорной арматуры. Вскрытие и очистка фильтров и грязевиков. Работы проводятся с учетом данных относительно мест непрогревов, полученных в предыдущем отопительном сезоне.
  • Восстановление поврежденной изоляции на трубопроводе, обеспечение герметизации тепловых вводов.
  • Опрессовка новых участков труб (в случае замены).
  • Промывка тепловой сети с целью удаления накопившейся в трубах, отопительных приборах отложений, окалины, грязи. Выполняется гидропневматическим методом.
  • Гидравлические испытания сети на прочность и плотность. Должны проводиться дважды: сразу же после отопительного сезона (для выявления дефектов) и непосредственно перед запуском сети осенью.
  • Регулирование системы теплоснабжения, настройка автоматических устройств, установка и контрольные замеры сопел дроссельных диафрагм и элеваторов.

Мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду должны проводиться по программе, утвержденной техническим руководителем организации, эксплуатирующей тепловые сети. Обязательно согласование с руководством источника тепла.

Подготовка теплового пункта к отопительному сезону

Важнейшим элементом в сети теплоснабжения является тепловой пункт. Это сложная установка, состоящая из высокотехнологичного оборудования. Ее основная задача — передача теплоэнергии от наружных сетей во внутреннюю отопительную систему зданий. Для бесперебойной работы во время отопительного периода она также должна пройти предварительную подготовку. С этой целью проводится ряд мероприятий:

  • Ревизия запорной арматуры и других устройствах с заменой сальниковых набивок.
  • Профилактический осмотр и ремонт грязевиков, фильтров.
  • Промывка теплообменников и всей системы с помощью химического или гидродинамического метода.
  • Замена, поверка измерительных приборов.
  • Гидроиспытание элементов теплового пункта с дальнейшим устранением выявленных дефектов.
  • Покраска трубопровода, нанесение антикоррозийных составов. Восстановление маркировки оборудования согласно существующей схемы.

Все работы по подготовке к отопительному периоду должны проводиться своевременно и качественно. Это под силу только специализированным компаниям.

11.1. При подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо

выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются:

— устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;

— испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность;

— шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб;

— промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов

и систем теплопотребления;

— испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными настоящими Правилами;

— разработка эксплуатационных режимов систем теплоснабжения, а также мероприятий по их внедрению.

4.2. Требования к оценке готовности тепловых пунктов к работе в отопительном сезоне.

11.5. Для проверки готовности к отопительному периоду при приемке тепловых пунктов проверяется и оформляется актами:

— выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;

— состояние теплопроводов тепловой сети, принадлежащих потребителю тепловой энергии;

— состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери и т.п.) и центральных тепловых пунктов,

а также индивидуальных тепловых пунктов;

— состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;

— наличие и состояние контрольно-измерительных приборов и автоматических регуляторов;

— работоспособность защиты систем теплопотребления;

— наличие паспортов тепловых энергоустановок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и

соответствие их действительности;

— отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;

— плотность оборудования тепловых пунктов;

— наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов.

5. Система работы по нарядам

5.1. Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ при ремонте оборудования.

Оформление работ по нарядам и распоряжениям. Допуск к работе. Надзор во время работы.

Перевод на другое рабочее место. Оформление перерывов в работе. Оформление окончания в работы.

5.2 Время действия наряда.

2.1.4. Время действия наряда определяет выдающий наряд, но не более чем на срок, утвержденный графиком

5.3. Перечень работ выполняемых по наряду.

2.1.5. По нарядам выполняются следующие работы:

— ремонт теплопотребляющих установок,

— ремонт вращающихся механизмов,

— огневые работы на оборудовании, в зоне действующего оборудования и в

— установка и снятие заглушек на трубопроводах (кроме трубопроводов воды с

температурой ниже 45 0 С),

— ремонт грузоподъемных машин (кроме колесных и гусеничных самоходных),

крановых тележек, подкрановых путей,

— монтаж и демонтаж оборудования,

— врезка гильз и штуцеров для приборов, установка и снятие измерительных

диафрагм и расходомеров,

— ремонт трубопроводов и арматуры без снятия ее с трубопроводов, ремонт и

замена импульсных линий,

— вывод теплопроводов в ремонт,

— гидропневматическая промывка трубопроводов;

— испытание тепловой сети на расчетное давление и расчетную температуру

— работы в местах, опасных в отношении загазованности и поражения

электрическим током и с ограниченным временем пребывания,

— работы в камерах, колодцах, аппаратах, резервуарах, баках, коллекторах,

туннелях, трубопроводах, каналах,

— химическая очистка оборудования,

— нанесение антикоррозийных покрытий,

— сборка и разборка лесов и крепление стенок траншей, котлованов,

— земляные работы в зоне расположения подземных коммуникаций, ремонт

Читайте так же:  Самый теплый блок для строительства дома
Оцените статью