Можно ли в отопление заливать автомобильный антифриз

Самая большая опасность, которая может угрожать индивидуальной отопительной системе – промерзание в зимний период при отключении электроэнергии. Чтобы избежать подобных ситуаций, многие используют антифриз для системы отопления загородного дома, защищающий котел и трубы от деформации.

На строительном рынке предлагают различные марки антифризов для отопительных систем, схожий состав у автомобильных незамерзающих жидкостей, самой известной из которых являются Тосол. Поэтому у многих домовладельцев возникает резонный вопрос – можно ли использовать Тосол в качестве антифриза для контура отопления индивидуального дома и выгодно ли это с финансовой точки зрения.

Чтобы получить ответы на данный вопрос, следует рассмотреть физико-химические характеристики Тосола и сравнить его со специальными жидкостями, предназначенными для защиты отопительной системы от промерзания.

Можно ли в отопление заливать автомобильный антифриз

Рис. 1 Популярные марки антифризов: Теплый дом, Dixis, Thermagent

Вода или антифриз – сравнение параметров

Вода – распространенный природный элемент, повсеместно используемый в качестве теплового носителя, но из-за слишком высокой точки замерзания, ее приходится заменять в бытовом отоплении на гликолевые антифризы, имеющие в сравнении с водой следующие показатели:

  • Их удельная тепловая емкость на 15% ниже, чем у воды, это означает, что при одинаковом объеме гликоль накапливает на 15% меньше энергии при нагреве и соответственно меньше отдает. Следовательно, для транспортировки одинакового с водой количества тепла в единицу времени его скорость перемещения по трубопроводу должна быть больше на ту же величину.
  • Плотность незамерзаек чуть выше (на 5 – 10%) воды, а вязкость на 30 – 50% превышает водные показатели – это значит, что при движении жидкости по трубопроводу гидравлическое сопротивление возрастает. Если сравнивать с водным теплоносителем, циркуляционному насосу потребуется больше мощности и соответственно потребления электроэнергии для перемещения равного с водой объема антифриза.
  • Их тепловой коэффициент расширения на 30 – 40% больше воды, при нагреве гликолевый теплоноситель возрастает в объеме на 5%, расширение несущественно, но иногда может понадобиться гидробак чуть большего объема.
  • Из-за низкого поверхностного натяжения они на 50% более текучи, чем вода – это предъявляет повышенные требования к герметизации. Обычные резиновые прокладки придется менять на паронитовые, нередко случается, что внутренние прокладки радиаторов отопления не рассчитаны на работу с гликолями и придется принимать меры по устранению утечек между секциями (у современных радиаторов обычно таких проблем не бывает).
Читайте так же:  Установка ппу своими руками видео

Можно ли в отопление заливать автомобильный антифриз

Рис. 2 Свойства антифриза в сравнении с водой

  • Существенный недостаток относительно дешевых незамерзаек на основе этиленгликоля – высокая опасность для здоровья человека, вещество является ядовитым со смертельной концентрацией 2 мг. на 1 кг. веса. Поэтому этиленгликоль запрещено заливать в системы с открытым накопительным баком на чердаке, контур должен быть замкнут.
  • Они имеют малый срок эксплуатации, рассчитанный на 10 сезонов и составляющий не более 5 лет, связано это с разложением антикоррозийных присадок в процессе работы. После этого придется сливать антифриз из системы, утилизировать (с ядовитым этиленгликолем это определенная проблема) и заливать в контур новый теплоноситель – это повлечет неоправданные финансовые расходы.
  • В отличие от нейтральной воды, некачественные или просроченные гликоли в определенный период разлагаются, образуя твердый осадок, забивающий фитинги и разрушающий трубопроводную арматуру.
  • Еще один существенный недостаток незамерзающих теплоносителей – относительно высокая стоимость, 20-литровая канистра этиленгликоля с кристаллизацией при -30º С обойдется в 15 у.е., цена такого же объема пропиленгликоля будет составлять 30 у.е.
  • Следует также отметить, что при эксплуатации антифризы весьма чувствительны к критическим температурам – при перегреве входящие в их состав гликоли и присадки разлагаются с образованием твердых нерастворимых осадков и кислот. Это приводит к появлению нагара на нагревательных элементах котла, соприкасающихся с тепловым носителем, металлы подвергаются разрушительной коррозии, также страдают и уплотнительные элементы. Процесс сопровождается повышенным пенообразованием, приводящем к завоздушиванию системы и нарушению ее функционирования.
  • Они имеют ограничения в использовании, запрещено их применение в электролизных котлах и трубопроводах из оцинкованной стали – металл подвергается усиленной коррозии с образованием нерастворимого осадка из белых хлопьев.

Можно ли в отопление заливать автомобильный антифриз

Рис. 3 Особенности теплоносителей на основе гликолей и их стоимость

  • Существенный недостаток использования антифриза – отказ многих производителей котлов для отопления в их гарантийном обслуживании, если в систему заливаются гликоли.
  • Единственным и главным преимуществом антифризов в сравнении водой является низкая температура замерзания, доходящая до -70º С.
    Даже при замерзании более высокотемпературного состава (его получают после разведения водой в определенной концентрации) вещество превращается в желеобразную массу с минимальным расширением. Поэтому, если заливать антифриз в систему отопления, целостность труб и котла гарантирована при любых природных отрицательных температурах замерзания контура.

Из вышеизложенного становится ясно, что вода в качестве теплоносителя значительно превосходит все антифризы по своим физико-химическим параметрам за исключением ее 10% расширения при замерзании, приведшего к поиску альтернативных вариантов.

Можно ли в отопление заливать автомобильный антифриз

Рис. 4 Антифриз в системе отопления частного дома – инструкция

Антифриз для системы отопления загородного дома – свойства и разновидности

На строительном рынке предлагаются две основные марки антифризов для систем отопления частных домов: этиленгликоль и пропиленгликоль. Обычно в незамерзайках основной составляющей служит гликоль (30 – 65% в зависимости от концентрации раствора), деионизированная вода занимает 30 – 50% от общего объема и присутствует 3 – 4% присадок, состоящих из ингибиторов коррозии, растворителей накипи и осадков, веществ, препятствующих пенообразованию.

Благодаря своему составу, от начала кристаллизации до превращения незамерзающего состава в гелеобразную шугу необходим интервал в 10 – 15º С, температура внутри которого изменяется постепенно и занимает длительное время.

Производители поставляют в торговую сеть расфасованные в 10-литровые или 20-литровые канистры незамерзайки в следующих концентрациях:

  • Концентрат с кристаллизацией при -65º С, который можно развести с водой для получения требуемой температуры замерзания.
  • Раствор с замерзанием при -30º С, его используют как в готовом виде, так и разбавленном для получения более высоких температурных параметров от -20 до -15º С.

Потребителю важно знать, что при разведении концентрата водой нет линейной зависимости от ее процентного содержания (график на рис. 8). Например, если развести 20 литров 65% концентрата с кристаллизацией при -65º С таким же количеством воды, то мы получим 40 литров жидкости с точкой кристаллизации около – 20º С, а не – 32,5º С, как происходит, к примеру, при разведении спирта. Поэтому для получения необходимой температуры используют таблицы нижних пределов температурной зависимости гликолей от их концентрации (рис. 9).

Этим вопрос часто задаются домовладельцы. Но сегодня в частных домах антифриз для систем отопления используется гораздо реже, чем вода. Тому есть несколько причин, в первую очередь – различные физико-химические свойства этих теплоносителей. Следовательно, система отопления на антифризе должна быть сконструирована иначе, чем теплосистема на воде.

Сравнительные характеристики воды и антифризов

Плюсы применения воды в качестве теплоносителя очевидны: доступность, большая удельная теплоёмкость и дешевизна (не бесплатность, ведь заливать в систему следует воду не из-под крана, а дистиллированную, или после соответствующей водоподготовки). Главный минус заключается в том, что вода замерзает при нуле градусов, при этом расширяется и разрывает элементы отопительной системы. Антифризы замерзают при очень низких температурах (до -70 С). Однако у них есть некоторые неприятные особенности.

  1. Их удельная теплоёмкость на 10-15% ниже, чем у воды: они медленнее нагреваются и хуже отдают тепло, поэтому потребуется более мощный котёл.
  2. Они более плотные (на 10-20%) и более вязкие (на 30-50%), чем вода. Следовательно, потребуется мощный насос для циркуляции теплоносителя, трубы большого диаметра и более мощные радиаторы отопления для антифриза.
  3. При нагревании они расширяются на 30-40% больше, чем вода. Значит, понадобится в 2 раза больший по объёму закрытый расширительный бак.
  4. Незамерзайки не имеют поверхностного натяжения и на 50% более текучи, чем вода. При мельчайших огрехах в герметизации стыков антифриз начинает протекать, особенно при остывании системы, когда диаметры элементов трубопровода уменьшаются. Следовательно, в теплосистеме должно быть минимально возможное количество стыков, и они должны быть в любое время доступны для проверки и ремонта.

Можно ли в отопление заливать автомобильный антифриз

Поэтому отопительная система, сконструированная под воду, не подходит для использования незамерзающих жидкостей. Если планируется использовать антифриз для отопления дома, то систему нужно проектировать заранее, и обойдётся она существенно дороже.

Свойства и особенности применения антифризов в системах отопления

Для частных теплосистем в продаже можно найти два вида незамерзаек: водные растворы этиленгликоля и пропиленгликоля. Гликоли, в отличие от воды, при понижении температуры переходят в твёрдую фазу постепенно: диапазон от температуры начала кристаллизации до полного застывания составляет 10-15 °С. В этом диапазоне жидкость постепенно густеет, превращается в гелеобразную “шугу”, но при этом не увеличивается в объёме. Гликоли продаются в двух «форматах»:

  1. Концентрат с температурой начала кристаллизации -65 °С. Предполагается, что покупатель сам разбавит его умягченной водой до необходимых параметров. В виде концентрата продаются только этиленгликолевые антифризы.
  2. Готовые к применению растворы с температурой замерзания -30 °С.

Домовладелец может для экономии концентрата ещё разбавить его, чтобы получить температуру замерзания -20 или -15 °С. Не следует разбавлять незамерзайку более, чем на 50% – это снижает её защитные свойства.

В состав всех незамерзающих жидкостей входят добавки-присадки. Их назначение:

  • защита металлических элементов системы от коррозии;
  • растворение накипи и осадков;
  • защита от разрушения резиновых уплотнителей;
  • защита от пенообразования.

У каждой марки антифриза собственный набор присадок, универсального состава не существует. Поэтому при выборе незамерзайки следует ознакомиться с видами добавок и их назначением.

Антифриз в системе отопления дома очень восприимчив к перегреву: при превышении критической температуры (у каждой марки она своя) этиленгликоль и присадки разлагаются, образуя кислоты и твёрдые осадки. На нагревательных элементах котлов появляется нагар, разрушаются уплотнительные элементы, начинается интенсивная коррозия. При перегреве и разрушении присадок начинается пенообразование, а оно ведёт к завоздушиванию системы. По этим причинам производители отопительных котлов настоятельно рекомендуют не использовать в системе антифризы, особенно этиленгликолевые.

Также нельзя использовать оцинкованные трубы: незамерзайка разъедает цинковое покрытие, образуются белые хлопья – нерастворимый осадок.

Можно ли в отопление заливать автомобильный антифриз

Заполнение системы отопления антифризом происходит через расширительный бак. Каждые 4-5 лет теплоноситель следует менять.

Антифриз на основе этиленгликоля

Этиленгликолевые антифризы более распространены из-за сравнительной дешевизны. Однако этиленгликоль – очень токсичное вещество даже в разбавленном виде, поэтому незамерзающие жидкости на его основе категорически запрещено использовать в открытых отопительных системах, где яд испаряется из расширительного бачка в окружающее пространство, и в двухконтурных системах, где этиленгликоль может попасть в водоразборники для горячей воды.

Важно! Незамерзайки на этиленгликоле окрашивают в красный цвет, поэтому их попадание в систему ГВС можно легко обнаружить.

Антифриз на основе пропиленгликоля

Это новое и более дорогое поколение антифризов. Они совершенно безвредны, а пищевой пропиленгликоль даже используется в кондитерских продуктах под видом пищевой добавки Е1520. Незамерзайки на пропиленгликоле менее агрессивны к металлическим и уплотнительным элементам. Благодаря своей безвредности они рекомендованы к применению в двухконтурных системах.

Важно! Пропиленгликолевые антифризы окрашивают в зелёный цвет.

Можно ли в отопление заливать автомобильный антифриз

Можно ли заливать тосол в отопительную систему

Автомобильный антифриз тосол производится на основе этиленгликоля, однако он не предназначен для отопительных систем. Его присадки рассчитаны на условия эксплуатации автомобильных двигателей, и действуют разрушающе на элементы системы отопления.

Переходить с воды на антифриз для систем отопления дома приходится из-за угрозы длительных отключений электроэнергии, что актуально для районов, удалённых от больших городов. Альтернативой является наличие в доме резервных источников электропитания, а также применение твердотопливных котлов (работающих на дровах, угле, пеллетах). Но если переход на незамерзайку неизбежен, то проектирование и монтаж такой системы лучше доверить профессионалам, чтобы не повредить дорогостоящее оборудование.

Видео: как выбрать антифриз для отопления

Наша сегодняшняя тема достаточно спорная и широко обсуждается на форумах. Речь пойдет про применение тосола для отопления дома. Говоря о тосоле, скорее всего, подразумевают охлаждающую жидкость для радиаторов автомобилей. Но ведь тосол в первую очередь – это жидкость, которая не замерзает. То же самое можно сказать и про антифриз. Есть ли между ними разница и в чем она заключается? Почему все твердят, что нельзя лить тосол в контур, а на практике люди все равно его льют? А может это еще одна уловка рекламы? Мы поможем вам разобраться можно ли в систему отопления заливать тосол «от а до я» и распутать этот клубок.

Можно ли в систему отопления заливать тосол

Можно ли в отопление заливать автомобильный антифриз

Тосол для отопления дома

Для начала давайте разберемся с определениями. Что такое тосол и чем он отличается от антифриза? Само название – это аббревиатура, которая состоит из двух частей. Первая часть состоит из начальных букв отдела «технологий органического синтеза», который придумал этот состав, а вторая часть обозначает принадлежность жидкости к спиртам. Со временем аббревиатура стала использоваться для всех незамерзающих жидкостей, произведенных на территории республик бывшего союза.

Антифриз – это заграничное название незамерзающей жидкости. Если брать в целом, то никакой принципиальной разницы между тосолом для отопления дома и антифризом нет, кроме страны производителя. Другое дело – это состав жидкостей, но он может отличаться у всех производителей, поэтому и цены разные. Незамерзающая жидкость состоит из спиртовой основы (гликолевой) и пакета присадок, которые сглаживают агрессивность незамерзайки. От качества пакета присадок зависят все характеристики состава.

К сожалению, тенденция такова, что отечественный производитель не может наравне конкурировать по качеству с иностранными.

Теперь нужно разобраться в том, когда спрашивают можно ли использовать тосол в системе отопления, что имеют в виду:

  • обычный машинный тосол;
  • специальный состав для отопления.

Если вопрос подразумевает использование машинного тосола для системы отопления, то специалисты рекомендуют не делать этого. Почему так происходит, мы расскажем немного позже. На практике даже машинную незамерзайку льют в трубы отопления и все в порядке. Конечно, все нужно применять по назначению, но славянская душа не может жить в рамках, установленных капиталистами. Маркетинг твердит о том, что простой тосол для системы отопления не подходит, вредно, лучше купить специальный и подороже. На самом деле не все так однозначно.

Если же речь идет о специальной незамерзайке для контура обогрева, то ограничение на использование может быть наложено только производителем котла. Наказание за нарушение этого условия – снятие агрегата с гарантии.

Можно ли в отопление заливать автомобильный антифризВсе о том как проводится промывка и опрессовка систем отопления. Последовательность и техника безопасности.

О том, что такое пресс для опрессовки отопления и как он работает читайте здесь.

Специалисты не рекомендуют тосол для отопления дома

Можно ли в отопление заливать автомобильный антифриз

Молекула этиленгликоля — ядовитого вещества

Давайте разбираться, в чем причина такой категоричной позиции, что заливать тосол в систему отопления дома нельзя. Для этого начнем с состава антифриза. Он состоит из:

  • спиртовой основы;
  • этилена;
  • ингибиторов;
  • составов, предотвращающих вспенивание.

Такой состав характерен всем незамерзающим жидкостям иностранного производства. Только в качестве активного вещества помимо этилена может быть:

Этиленгликоль очень ядовит, причем в любом виде. Нельзя чтобы он попадал на кожу и тем более внутрь, нельзя вдыхать его пары.

Это самый дешевый состав, у него самая низкая температура, при которой происходит распад структуры присадок. После этого антифриз просто уничтожает контур обогрева, разъедая его изнутри. Вот и все причины, по которым не рекомендуют заливать тосол в систему отопления дома. В принципе то же самое можно сказать про этиленгликолевые антифризы, разницы нет. То есть специалисты против использования именно составов с этиленом, а тосол как раз к таким относится.

Он разработан для автомобилей, поэтому выпускается только с ядовитым этиленом, ведь там, где он используется, это не имеет значения. Неядовитые пропиленгликолевые и глицериновые незамерзайки производятся за рубежом.

Можно ли в отопление заливать автомобильный антифриз

Этиленгликоль, который входит в состав тосола, может вызвать химические ожоги

Предупрежден – значит, вооружен. Зная, что тосол ядовитый, можно принять меры, чтобы он не навредил. Использование тосола в системе отопления должно осуществляется таким образом, чтобы состав не имел доступа к помещению, где находятся люди. Поэтому лучше если тосол будет залит в герметичный контур обогрева. Если же нужно чтобы он циркулировал по открытому контуру, то надо доработать конструкцию расширительного бака. Обязательно экспанзомат должен герметично закрываться крышкой, а в крышке должно быть отверстие. В него вставляется трубочка, которая выводится на улицу. Вот и все, пары этиленгликоля уже не страшны.

Единственное, что действительно опасно в отоплении тосолом частного дома, так это возможность утечки. От этого застраховаться нельзя. К тому же за счет того, что у антифриза поверхностное натяжение меньше чем у воды, он обладает большей текучестью. Это означает, что он находит даже самые маленькие трещинки и вытекает. К тому же если появилась течь, то она никаким образом не исчезнет сама, как это бывает в случае с водой. Вытекать будет постоянно, пока не будет произведён ремонт труб и стыков.

Никогда не лейте тосол в систему с двухконтурным котлом, никогда.

Обнаружить утечку в системе обогрева сразу удается не всегда. Получается что некоторое время все, кто находится в доме, сами не зная того, дышат парами этиленгликоля. Вообще, такой состав для постоянного жилья не используют, а вот отопление в гараже на тосоле – другое дело.

Самое главное, нельзя заливать тосол в системы, где стоит двухконтурный котел. Если что-то пойдет не так и часть теплоносителя попадет в контур ГВС, то последствия могут быть очень тяжелыми.

Как себя ведет тосол в системе отопления

Чтобы понять, как себя ведет тосол в системе отопления, нужно знать его характеристики. Мы уже определили его состав, который содержит ядовитое вещество, крайне опасное для человека даже в малых дозах. Знаем, что его можно заливать в закрытые и даже открытые контуры. Остается проблема возможности утечки. Чтобы ее предотвратить, нужно следить за тем, чтобы теплоноситель не перегревался. Как только он достигает 90 градусов, то начинается необратимый процесс распада пакета присадок. Реакция происходит с выделение кислоты и осадка.

Как только присадки перестают работать, агрессивность тосола уже ничем не гасится, поэтому он разъедает все, с чем контактирует.

Также нужно следить за тем, чтобы тосол менялся не реже чем раз в пять лет (лучше чаще). За этот период присадки отрабатывают свой ресурс и также распадаются. Причем распад происходит в течение короткого промежутка времени. То есть работает – работает, а потом бац и все, начинает разъедать систему.

Если брать за эталон обычную воду, то характеристики тосола можно определить в следующем процентном соотношении:

  • теплопроводность 85% — на 15% меньше, чем у воды;
  • плотность 120%;
  • вязкость 150%;
  • объёмное расширение 150%;
  • текучесть 150%.

Исходя из этих характеристик, можно сделать вывод, что за счет большей плотности и вязкости насосу будет тяжелее прогонять тосол по системе отопления. Хоть больший процент текучести и сглаживает этот эффект, все равно насосы нужны более мощные. Также обязательно нужно предусмотреть объёмное расширение и подобрать экспанзомат большего объёма. Понятное дело, что тосол в системе отопления используется только тогда, когда помещение протапливается нерегулярно. Если же речь идет о постоянном жилье, то смысла заливать тосол, который очень ядовит, нет. Обычно его используют в домах временного проживания, на дачах или в гараже.

Есть небольшая особенность разогрева тосола в системе отопления дома. Отзывы по эксплуатации свидетельствуют о том, что включать котел после некоторого времени простоя, за которое теплоноситель успел загуснуть, нужно на минимум и потом постепенно поднимать температуру. Очень медленно. Это нужно потому, что циркуляция с густой незамерзайкой сложно дается насосу, при этом скорость теплоносителя очень низкая. Поэтому состав подолгу находится в змеевике камеры горения, где может перегреться. О том, что с ним случается при перегреве мы уже говорили.

Можно ли в отопление заливать автомобильный антифризВсе что вы не знали про ремонт котлов отопления читайте на нашем сайте.

Про возможные неисправности циркуляционного насоса отопления можно прочитать по адресу //utepleniedoma.com/otoplenie/otopitelnoe-oborudovanie/remont-nasos

Как залить тосол в систему отопления

Можно ли в отопление заливать автомобильный антифриз

Погружной электрический насос «малыш»

Перед тем как закачать тосол в систему отопления дома, контур нужно очистить при помощи специальных средств. Чтобы заполнить контур обогрева тосолом нужно применять специальные насосы. В любой системе есть патрубок подпитки, через который заливается теплоноситель. Если это открытая система, то, в принципе, можно заливать тосол и ведром через расширительный бак, но это уже сродни тихому помешательству. Поэтому надо взять насос. Они бывают:

Так как залить тосол в систему отопления ручным насосом, тем которым проводятся гидравлические испытания, достаточно проблематично, лучше избегать этого метода. Если вариантов нет, то ничего не поделаешь, придется поработать руками. Есть электрические помповые погружные насосы, которые опускаются в резервуар с незамерзайкой и прокачивают ее в контур. Также есть компрессоры, которые накачивают давление. Для такого компрессора еще потребуется специальный пистолет. Он совмещает жидкость с давление воздуха и направляет ее в систему.

Итоги

Тосол – это тот же этиленгликолевый антифриз. Тосол в системе отопления использовать можно, если осторожно. В домах постоянного проживания лучше отказать от этой затеи, слишком много подводных камней. Не стоит забывать, что тосол очень токсичен. Поэтому ни в коем случае нельзя использовать его в системах с двухконтурным котлом. Также следует помнить о правилах эксплуатации (не перегревать, парами не дышать, внутрь не принимать, вовремя менять). Несомненно, залив тосол в контур, вы сэкономите в два раза, по сравнению с нетоксичными зарубежными пропиленгликолевыми составами. Только вот стоят ли эти копейки такого риска? Вопрос риторический.

Оцените статью