Империя ацтеков

Империя ацтеков

Ацтеки — это доминирующая культура времен постклассического периода. Они плотно заселили бассейн Мехико, и стали контролировать огромные территории Центральной Америки к северу до пролива Техуантепек.

Происхождение цивилизации ацтеков связывают с движением иммигрантов из поселений тольтеков и чичмеков, которые селились в бассейне Мехико в районе тысячного года нашей эры. Каждое племя создавало свое собственное маленькое государство, чьи правящие династии были потомками тольтеков и адаптировали тольтекскую идеологию руководства.

Ацтекская империя, как и большинство европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. В этом контексте Арнольд Тойнби проводит аналогию с Ассирийской империей.

Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Народ пурепеча (Purepecha), единственный народ, одержавший победу над ацтеками, был главным источником медных топоров.

Основным управленческим вкладом ацтеков, однако, стала система коммуникаций между завоеванными городами. В Мезоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно это было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.

Империя ацтеков породила самый крупный демографический взрыв в Мезоамерике: население увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.

Империя ацтековСамого важного чиновника правительства Теночтитлана обычно называли ацтекским императором (The Aztec Emperor). С языка науатль титул Уэй Тлатоани (Huey Tlahtoani) переводится примерно как «Великий Оратор»; тлатоке (tlatoque, «ораторы») являлись аристократией, высшим классом общества. Власть Уэй Тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени Ауицотля аналогом титула можно считать «император», но, как и в Священной Римской Империи, титул не передавался по наследству.

C 1397 по 1487 гг. империю возглавлял Тлакаэлель (Tlahcaelel с науатль — «отважное сердце»). Он мог стать тлатоани (tlahtoani), но предпочёл остаться в тени циновки ягуара. Тлакаэлель был племянником тлатоани Ицкоатля (Itzcoatl) и братом Чимальпопоки (Chimalpopoca) и Мотекусомы Ильуикамина (Motecuhzoma Ilhuicamina) и носил титул «Сиуакоатль» (Cihuacoatl, в честь богини, эквивалент советника); как написано в рукописи Рамиреса, «что приказывал Тлакаэлель, осуществлялось как можно скорее». Это был жёсткий реформатор; он создал новую структуру управления страной, приказал сжечь большинство ацтекских книг, утверждая, что все они лживы, и переписал историю древней цивилизации ацтеков. Кроме того, Тлакаэлель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли на один уровень с древними богами Тлалоком, Тескатлипокой и Кетцалькоатлем. К его же подвигам относят (возможно, преувеличивая) введение обычая "цветочных войн” и установление (а вот это уже явное преувеличение) постоянных человеческих жертвоприношений для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу. Эти установления послужили скорейшему падению ацтекской империи, когда пришел Кортес.

Навстречу судьбе

Империя ацтеков

Ацтеки имели все основания гордиться собой. Менее чем за 200 лет они прошли путь от кочевого племени до грозных властителей долины Мехико и прилегающих к ней регионов. Такой успех они приписывали своему богу-покровителю, Уицилопочтли, и сочинили миф, прославляющий годы их странствований по пустыне. Они очень любили рассказывать эту историю и постоянно повторяли ее с неослабевающим удовольствием и гордостью. Художники воссоздали ее в книгах, называемых ныне кодексами; повествование передавалось серией картинок и глифов. Как изображено в дошедших до нас кодексах, путь ацтеков к славе начался в сухой, покрытой кактусами земле, расположенной к северо-западу от долины Мехико, в месте, называемом Чикомоцок, или "Семь пещер", в пещере холма Кольхуатепек (см. рис. слева). Это место было легендарным: другие племена, как и тольтеки до них, заявляли, что произошли оттуда же. Почему ацтекам пришлось оставить эту местность, неизвестно. Возможно, их оттеснили более сильные племена, хотя они предпочитали верить, что отправляться в путь им приказал Уицилопочтли. По мере того, как ацтеки медленно продвигались к югу, легенда становилась реальностью. К тому времени, когда они достигли места, где им предстояло основать свою столицу, что было предвещено орлом, усевшимся на кактус, каждый эпизод можно датировать с достаточной точностью.

Хотя существовали тысячи ацтекских кодексов, ни один из них не уцелел после испанского нашествия. Большинство уничтожили испанцы, ревностно насаждавшие новую веру и искоренявшие языческие представления. Однако и тогда традиция написания кодексов сохранялась среди некоторых

групп индейцев, чему немало способствовали некоторые просвещенные испанцы. Мастера оставили после себя восхитительные страницы, позволяющие понять и почувствовать, как сами ацтеки представляли себе собственную историю.

Начало империи Теночтитлана

Империя ацтеков

Поселившись в Чапультепеке, ацтеки стали подданными кольхуаканцев и служили им в качестве наемников. Со временем они стали тяготиться своим подчиненным положением и навлекли на себя гнев вождей кольхуа. Вынужденные бежать, ацтеки оказались в болотистых землях озера Тецкоко. Здесь они и основали свой город Теночтитлан, поскольку увидели знак, предсказанный Уицилопочтли, — скалу, где рос кактус, на котором сидел орел. Отсюда и название города — "место, где растет кактус", и его эмблема. (То же самое изображение можно увидеть и на флаге современной Мексики, только теперь орел держит в клюве змею.).

Империя ацтеков

Этот орел, сидящий на кактусе, изображен и на фронтисписе Кодекса Мендосы (см. рисунок ниже). Книга на 16 прекрасно иллюстрированных страницах год за годом воспроизводит историю ацтеков с 1325 г. до появления испанцев. Вероятно, этот кодекс заказал художникам первый випекороль Новой Испании, Дон Антонио де Мендоса, по имени которого он и назван. Кодекс охватывает царствование всех правителей, начиная с легендарного основателя города, жреца Теноча и заканчивая Мотскусомой II. Каждое событие, каждое победоносное завоевание соседних народов запечатлено в деталях. Специально для испанских читателей изображения сопровождены надписями на испанском языке.

По краям фронтисписа идет полоса глифов, обозначающих годы ацтекского календаря. 4 знака, изображенные справа, являются основой календарной системы, они повторяются каждые 4 года. Точки от I до 13 обозначают конкретные годы. Через 52 года цикл повторяется. Началом цикла всегда считался 2-й год Камыша. Он отмечался церемонией погашения старых ритуальных огней и зажжения новых, обозначался специальным приспособлением для добывания огня, что можно видеть на фронтисписе Кодекса Мендосы (3-й знак внизу слева).

Фронтиспись Кодекса Мендосы (Кодексы Ацтеков)

Империя ацтековНа фронтисписе Кодекса Мендосы символически показан рост могущества Теночтитлана. Отцы-основатели отдают дань почтения символу города, расположенному поверх ацтекского щита. Пересекающиеся синие линии обозначают каналы, которые делят город на 4 квартала. Два горящих храма внизу обозначают победы над двумя городами-соперниками, Кольхуаканом и Тенайукой, одержанные еще тогда, когда ацтеки служили наемниками тепанеков.

Империя ацтековНа странице слева вкратце повествует о жизни и царствовании первого из ацтекских наследных правителей, который пришел к власти в 1376 г. и правил 21 год, что следует из календарных глифов на полях. Его звали Акамапичтли — "Рука, сжимающая тростниковые стрелы" судя по глифу, расположенному над его головой. За время правления он завоевал 4 города, символи- чески обозначенных головами вождей. Последний город Шочимилько — "Цветы на пахотной земле" заплатил щедрую дань.

Империя ацтековНа странице справа изображен третий правитель Теночтитлана, Чимальпопока, или "Дымящийся щит", правление которого было запятнано позором поражения. Во время нападения на место, называемое Чалько, местные жители потопили 4 ацтекских боевых каноэ и убили много ацтекских воинов, что передано изображениями 5 отрубленных голов. Чимальпопока, казненный тепанеками, показан сначала живым, а затем с наклонившимся вперед телом и затихшим голосом. Его смерть вызвала восстание ацтеков против своих хозяев.

Империя ацтековНа странице слева, изображающая правление Мотекусомы II, который одержал ряд славных побед, как и следует человеку с его именем — "Гневный владыка". Его победы обеспечили большой приток не только дани, но и пленников, приносимых в жертву на алтарях Теночтипиана. Три незакрашенных календарных глифа обозначают бесславный конец его правления — прибытие испанцев, смерть правителя, основание Новой Испании на развалинах ацтекской империи.

Традиционное облачение Ацтекских войнов

Империя ацтеков

Соответственно числу плененных врагов воины ацтеков, изображенные вверху, могли облачаться во все более пышные одеяния. Перед боем воины меняли "парадные’ костюмы на более подходящие для сражения, сохраняя знаки отличия и головные уборы, указывающие на их статус.

Чтобы, удовлетворить аппетит кровожадных богов, был необходим постоянный приток пленных, захваченных на поле боя. Воины, доставившие пленных, награждались особыми знаками отличия, такими, как изображенные выше накидки и головные уборы. Они указывали не только на доблесть воина, но и на его ранг, напрямую определяемый числом захваченных пленных. Когда молодой воин приводил с собой свою первую жертву, правитель награждал его плащом с изображением скорпиона или цветов. Боец, приведший второго пленного, получал накидку с красной каймой. Если это случалось в третий раз, то его награждали богато украшенным плащом, называемым эекайлакацкоскатль — "драгоценный камень, скрученный ветром". Если на счету ацтекского воина было 4 пленных, то он вступал в ряды ветеранов и мог носить особую прическу. Его также награждали особыми знаками отличия и облачениями. Когда воин становился текуиуа — почетным ветераном, он мог вступить в ряды одного из воинских объединений Орла или Ягуара и носить особую форму. Со временем он мог дослужиться до полководца или советника правителя. С повышением по службе был связан и немалый риск— яркие знаки отличия делали его прекрасной мишенью на поле боя.

Читайте так же:  Вулкан бесплатный бонус

Археологические раскопки ацтеков достаточно новая наука. Столица атцтеков под названием Теночтитлан была поглощена Мексикой. Если бы не исследователи, следы города никогда бы не были обнаружены. В период различных работ, связанных со строительством, которые начались еще несколько столетий назад в Мехико, были снова установлены давно пропавшие свидетельства прошлого времени: остатки изображений на стенах, скульптуры, куски лестниц из камня. На протяжении двадцати веков исследователи производили археологические раскопки в тех местах, где сносились старинные постройки, для строительства современных зданий.

Империя ацтековТеотиуакан – комплекс пирамид в Мексике

В 1966 году власти Мексики приступили к строительству линий метрополитена, в этот период из почвы достали огромную коллекцию памятников ацтеков. Зимой 78 года была откопана очень большого размера богиня Койолксаухки, сделанная из камня. После этого работы на какой-то период были прекращены. В ходе электротехнического обследования каменного памятника удалось найти Великий Храм и реставрировать центральную часть столицы. Однако остальную территорию столицы знают только со слов испанцев, проживающих в городке около двух месяцев.

Жилье ацтеков

Испанцы в своих произведениях писали, что ацтекские власти и приближенные жили в восхитительных дворцах. При огромных дворцах имелись великолепные сады. В своих скверах знать обычно выращивала фруктовые деревья, пряные травы, здесь же красовались бассейны с необычными морскими обитателями. Ни с чем не сравнится по роскоши и красоте дом правителя. К нему относились склады, мастерская, на которой женщины делали ткани для властелина, а мужчины производили металл, также были ювелирные мастерские, ремесленные и другие. На территории владений правителя находился вольер с множественными экзотическими птицами, обитающими в империи. Люди, побывавшие в парках дворца, уверяли, что не наблюдали ничего более прекрасного и восхитительного. Проживали представители власти в центральной части столицы, около обрядовых строений. Другие жители жили на определенном расстоянии от Великого храма. Обычное население объединялось в группировки, состоящие из тех, кто занимался одной разновидностью деятельности, и их близких. Каждая группа занимала свою жилую площадь, образованную из небольших зданий, имеющих один этаж. Дома мастерились из веток и ила или из сырцового кирпича.

Кодексы

Кодексы – это книги астеков, где они сами давали описание своей жизни. Это своеобразные рассказы с изображениями об исторических моментах и жизни ацтеков. Кодексы сильно отличались от современных книг, длинные полоски бумаги, которые делались из коры, складывали гормошечкой. Многие кодексы исчезли после набегов испанцев, но некоторым экземплярам удалось уцелеть.

Много информации об астеках было получено из записей испанских проповедников, направленных в Мексику после ее захвата, чтобы сконцентрировать внимание жителей на принятие христианской веры. Миссионеры были вынуждены выучить родной язык ацтеков и только после этого они посвящали их в свой порядок жизни и религию.

Проповедник Фрай Бернардино де Саагун прибыл в Мексику в 29 году шестнадцатого столетия. Ему стало известно, что ацтеки скрыли некоторые кодексы. Тогда его единомышленники ацтеки принесли их и дали пояснение всем изображениям. На протяжении тридцатилетия Фрай занимался составлением двенадцати томной исторической жизни ацтеков. У Кортеса были некоторые солдаты, которые описывали все свои видения – они были и ужасными, и прекрасными. Подобные записи сейчас носят название хроники. Много информации о жизнедеятельности ацтеков предоставляют исследователи.

Империя ацтековАцтекский кодекс XVI века

Именно письменные и археологические материалы дают возможность в полной мере представить традиции, веру и образ жизни населения.

Земледелие

В Теночтитлане много внимания уделялось сельскохозяйственной деятельности. Многие источники подтверждают, что земледельцы делали почву более плодородной с помощью водорослей и ила, взятых с ближайших болот. Обычно поля создавались искусственно, делили их каналы. Краешки укреплялись при помощи деревянных опор или деревьев, непосредственно для этого высаженных, чтобы почва не обсыпалась вниз. Полосы земли получались очень плодородными. Ацтеки занимались выращиванием многих культурных растений: цветов, помидоров, фасоли, пряных трав и так далее.

Теночтитлан

Теночтитлан являлся столицей ацтеков. Он входит в число первых городов, появившихся в Месоамерике. Размещен Теночтитлан в низине Мехико. В 21 году шестнадцатого столетия, в момент набегов испанцев, Теночтитлан был самым громоздким и устроенным по сравнению с прочими городами в шестнадцатом столетии.

Из исторических хроник шестнадцатого столетия видно, что в 25 году четырнадцатого столетия Теночтитлан был создан ацтеками на острове в низине Мехико в центре озера с болотистыми побережьями. Спустя меньше ста лет город достиг очень больших размеров, население насчитывало около двухсот тысяч человек. С берегами город соединяли три дороги, ведущие в северную сторону, южную, западную. По самому Теночтитлану часто нужно было перемещаться по воде. В центре Теночтитлана расположен ритуальный район, имеющий внушительные размеры, с различными святилищами, храмами. Над ними вздымался пирамидовидный Великий храм, лицевая сторона которого повернута в направлении запада.

На верхушке пирамиды выстроено несколько церквей меньшего размера, к ним можно было подняться по большой двойной лестнице. Храмы были построены в честь важных Богов среди ацтеков: бог солнца и войны – Уицилопочтли и бог дождя и воды – Тлалока. Во время различных исследований были обнаружены множественные статуэтки из камней, маски Тлалока, ничего, что касается бога войны, найдено не было. Испанские летописи говорят, что его образ изготавливали из специального теста и семян. В связи с этим можно считать, что они разрушены временем.

Столичный рынок

Располагался рынок в Теночтитлане, назывался он Тлательолко. Как говорили испанские воины, это был громадный, дисциплинированный и правильно сложенный рынок, которого ранее никто не встречал. На нем можно было найти товар на любой вкус. Все товары были распределены по видам, каждый из них проверялся на качество. Воры и обманщики подвергались жестоким наказаниям.

Империя ацтековРынок в Тлателолько

Имеются данные, что у ацтеков не было денег, поэтому расплачивались они топорами из меди, тканями, какао или просто меняли один товар на другой.

Захват Теночтитлана

Летом 1521 года, после того как прошли семидесяти дневные осадные действия, захватчик из Испании Э. Кортес сообщил, что город начал принадлежать испанскому королю. Победители были изумлены великолепием Теночтитлана. Ученые сравнивали город с чем-то волшебным из-за огромных храмов и башен, строений из камня, которые возвышаются из воды. Они утверждали, что никогда не приходилось такого не только видеть, но и слышать о таком. В этом году захват Теночтитлана испанскими войнами предвещал распад ацтекской империи.

В настоящее время руины города лежат под современным Мехико, поэтому нет возможности увидеть древние красоты. Мехико был выстроен в шестнадцатом столетии испанскими завоевателями.

Несмотря на то, что Теночтитлана сегодня не существует, об империи ацтеков и самом городе можно судить по археологическим и историческим данным.

5. Империя ацтеков.

Племя ацтеки (современная численность 1,3 млн.чел.), входившее в народность науатль (науа), в семье макронауа, в ветви Юто-ацтекская, исстари было кочевым охотничьим. Самоназвание: «мешика» или «астеки». В доисторические времена они жили на острове большого озера (моря). Их прародина называлась «Астлан» (остров цапель).

Около 1068 г. вождь Мешитли увёл ацтеков и ещё 8 племён из Астлана на юг. Впереди несли статую бога Уицилопочтли (обожествлённый древний вождь) – «колдун-колибри», бог войны и солнца. Племена шли медленно, с частыми остановками, во время которых пахали и засевали землю, собирали урожай, рожали детей и тогда шли дальше. Так, несколько лет прожили в стране Чикомосток – «край семи пещер».
1143 г. – новая остановка у Коатльтепек – «змеиная гора», где племена ожидали окончания священного 52-летнего цикла.
1146 г. – ацтеки достигли окрестностей города Толлан (Тула) и жили здесь более 20 лет в соседстве с тольтеками, набираясь их культуры и знаний. После этого ацтеки стали считать тольтеков своими предшественниками. Но в 1168 г. чичимеки разорили и разрушили Толлан и ацтеки со своими союзниками отправились дальше.
В нач. 1170-х гг. переселенцы достигли озера Пацкуаро, и племя трасков решило остаться здесь. Другие же племена пошли дальше « по велению бога Уицилопочтили».

В нач. XIII века ацтеки пришли в долину Мехико к озеру Тескоко и их бог велел им остановиться здесь. Но у оз. Тескоко уже было плотное население, многие города воевали между собой за землю. Среди этих городов было три главных, сильнейших: г. Ацкапоцалько, населённый чичимеками и тепанеками; г. Тескоко, населённый чичимеками, аколуа и отоми; г. Кулуакан, населённый тольтеками.
1256 г. – вождь Теноч привёл ацтеков на холм Чапультепек (гора кузнечика) вблизи озера Тескоко. Ацтеки пытались закрепиться на этой земле с помощью династических браков, платили дань другим городам. Они стали хорошими земледельцами. Их воины служили в армии г. Кулуакан и помогли победить в войне с г. Шочимилько. Но соседи их всё-равно не признавали, всячески пытались выжить.

1325 г. – правитель г. Кулуакан — Кошкоштли решил окончательно уничтожить ацтеков. Но мешики (ацтеки) узнали об этом, и тёмной ночью на 100 больших лодках отплыли в озеро. Беглеца долго плавали не решаясь пристать к густозаселённым берегам, ведь их племя было слабым и малочисленным. Наконец, он и нашли необитаемый болотистый островок и поселились на нём. Так, в 1 текпаль (1325 г.) был основан город Теночтитлан. Первой важной постройкой нового города стал храм бога Уицилопочтли. От храма строители провели линии по четырём сторонам света и поделили город на 4 квартала: Куэпопан, Теопан, Мойотлан, Астакалько – по четырём фратриям племени. Ацтеки покупали стройматериалы у соседей платя за это рыбой, раками, птицей, тростником. Землю для своих полей доставали со дна озера. Около 1335 г. были изобретены «чинампа» — плавучие садики из веток с засыпанной землёй дающие очень высокие урожаи. Питьевую воду ацтеки покупали в г. Чапультепек и возили специальными лодками-танкерами.

Читайте так же:  Вулкан неон казино официальный сайт

1338 г. – начались раздоры между ацтекскими родами и недовольные отплыли на о-в Тлателолько и попросили правителя г. Аскапоцалько – Тесосомока дать им в вожди своего сына Каукаупицауак.
Оставшиеся в Теночтитлане ацтеки до 1348 г. зависели от г. Кулуакан. С 1348 по 1427 г. зависели от г. Аскапоцалько. Новые властители наложили дань «Акольнауак».

1376 г. – в г. Теночтитлане вместо племенного вождя был избран 1-й император (тлатоани) Акамапичтли (1376-1395 гг.), сын вождя ацтеков и принцессы из г. Кулуакан. С этого времени Кулуакан стал помогать ацтекам в их борьбе за освобождение от ига г. Аскапоцалько.

2-й император – Уицилиуитль «пёрышко колибри» (1395-1414 гг.), 4-й сын первого императора. Во время его правления ацтеки перестали платить дань г. Аскапоцалько, т.к. Уицилиуитль женился на принцессе из этого города и у них родился сын. В XIV — XV веках шла длительная война городов Тескоко и Аскапоцалько.

3-й император – Чимальпопока «дымящийся щит» (1414-1428 гг.). В его правление возобновилась с новой силой война городов Тескоко и Аскапоцалько. Пока главные соперники воевали между собой, ацтеки построили от своего островного города дамбу к берегу – 1427 г. Но вскоре правитель тепанеков, старый, воинственный Тесосомок умер, и царём в г. Аскапоцалько стал его младший сын, вероломный и жестокий, Маштла. Он разослал убийц к правителям всех враждебных городов и первым был убит Чимальпопока в 1428 г. На его похороны собрались правители всех ближайших городов и, узнав о замыслах Маштлы, сговорились о совместной войне с тепанеками.

4-м императором был избран Ицкоатль «Обсидиановый Змей» (1428-1440 гг.). Он был незаконнорожденным сыном тлатоани Акамапичтли и рабыни. По его инициативе в 1429 г. был образован союз городов Теночтитлана, Тлатетолько (2-й ацтекский город) и г. Тескоко. В Тескоко тоже был новый правитель Несауалькойотль, вождь племени науа, царь (1431-1472 гг.), учёный и поэт, реформатор, образцовый правитель и человек. Он и стал верховодить в союзе.
1430 г. – союзники напали на г. Аскапоцалько с трёх сторон. Битва шла два дня и две ночи, город был взят и разрушен. Ацтеки захватили и другие города тепанеков, в т.ч. г. Ицтапалапан возле оз. Тескоко, населённый науа и г. Тлакопан, населённый тепанеками, но перешедший к мешикам (ацтекам). Город Теночтитлан сразу очень усилился, и с этого момента началась гегемония ацтеков в долине Анаунак.
1431 г. – образовался тройственный союз и военная конфедерация Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана. Правил «союзом» Верховный совет трёх правителей: кулуа текухтли (Теночтитлан), чичимека текухтли (Тескоко), тепанека текухтли (Тлакопан).
Формально эти города были равны, но Тлакопан сразу попал в подчинённое положение. Зато город Тескоко стал «мексиканским Парижем», здесь властвовали науки и искусство. Ещё правитель Течотлала (1357-1409 гг.), могущественный и образованный, ввёл в своём городе язык «науатль», который распространился по всей долине.

Ацтеки завоевали и превратили в колонии все соседние города, за исключением г. Тласкала. Они контролировали значительную территорию, включавшую 38 племён и государств, и жестоко эксплуатировали подвластное население. Формально там правили местные вожди, но под строгим присмотром ацтекских наместников «петакалькатль» и гарнизонов Тройного союза. Им помогал большой аппарат «кальпишки» — сборщиков дани и писцов. Однако «империя» собственно ацтеков включала только город Теночтитлан и ближайшие окрестности.
При императоре Ицкоатле армии Тройного союза овладели всем побережьем оз. Тескоко. Города, которые оказывали упорное сопротивление, в т.ч. Шочимилько, брали штурмом и разрушали. Ицкоатль проводил реформы для усиления страны, строил и украшал Теночтитлан.

После смерти Ицкоатля 5-м императором был избран его племянник Моктесума I (Монтесума) – (1440-1468 гг.) по прозвищу Илуикамина (Небесный Лучник). Новый правитель завершил завоевание всей Мексиканской равнины. Затем ацтеки победили конфедерацию 21 города во главе с г. Чалько в южной части долины Анаунак. Далее были военные походы к морю, сражения с городами Чолула, Теуакан, Ауилисапана (Орисаба) и ацтеки вышли к берегу Мексиканского залива. Ещё был Великий поход на юго-восток, война с сапотеками и миштеками, где в большом сражении у Уашйакака (Оахака) ацтеки наголову разбили объединённое вражеское войско. Потом ацтеки дошли и до Тихого океана.
В 1440 г. был построен акведук для питьевой воды от родников на холме Чапультепек.

6-й император Ашайакатль (1468-1483 гг.), внук Ицкоатля продолжал завоевания к югу от перешейка Теуантепек. Этот поход был в союзе с городом Соконуско, населённым соплеменниками из науа. Этот правитель объединил Теночтитлан и другой ацтекский город Тлателолько и посадил там на трон Мокиуиша, племянника Моктесумы I. Но этот правитель устроил заговор вместе с г. Чалько и г. Тласкала, когда император был в походе на юг. Но заговор был раскрыт и Ашайакатль напал на противников первым в начале 1473 года. Жители Тлателолько стойко сопротивлялись, но город пал и был присоединён к Теночтитлану.
Более поздние военные походы были уже не завоевательными, а карательными, для усмирения восстаний покорённых народов.

7-й император Тисок (1483-1486 гг.), брат Ашайакатля. Ещё в 1481 г. он командовал войском карателей, но был разбит хуастеками.
8-й император Ауисотль (1486-1502 гг.), ещё один брат Ашайакатля.

9-й император Моктесума II (Монтесума) — (1502-1520 гг.), по прозвищу Шокойоцин (Младший, Почтенный Юноша), 6-й или 8-й сын Ашайакатля. При нём империя ацтеков достигла своего расцвета. Имел много жён, не менее 600.
В начале XVI века город Теночтитлан располагался на островах и сваях солёного озера Тескоко на площади 1000 га., и имел население до 100 тыс.человек. От столицы три дамбы вели в города Тепейак, Тлакопан, Чапультепек. Теночтитлан украшали храмы и дворцы. Крупнейшим и великолепнейшим был дворец Моктесума II. Был здесь и зоосад со зверями, птицами, змеями, а также с людьми: карликами и уродами.
Армия ацтеков в 1505 г. победила восставших миштеков и сапотеков, захватив множество пленников.
1506 г. – ацтеки в союзе с г. Тескоко и г. Тлакопан напали на город Тласкала. Но проиграли войну.
1516 г. – подавлен мятеж в г. Тескоко.
Тем временем итальянец Х. Колумб открыл для европейцев Америку, и отряды испанских конкистадоров отправились её покорять. В 1519 г. началось завоевание Мексики. В ноябре 1519 г. испанцы захватили Теночтитлан и взяли Моктесума II в заложники. В июне 1520 г. император был убит восставшими индейцами.

Последний, 10-й император ацтеков Куаутемок (1520-1521 гг.), племянник Моктесума II, возглавил борьбу индейцев против завоевателей, но потерпел поражение и попал в плен. К 1521 г. испанцы захватили всю империю и территорию нынешних штатов Мехико, Веракрус, Пуэбла, Идальго, Морелос, Герреро, Оахака, Чьяпас. Куаутемок был казнён испанцами в 1525 г.
В начале XVI века город Тлакопан находился в глубоком упадке, правитель Тотокиуацин сохранил лишь номинальную власть. Г. Тескоко также переживал кризис власти после смерти в 1515 г. правителя Несауальпилли, не оставившего законного наследника, хотя он и имел несколько десятков сыновей(!). Трон в г.Тескоко захватил принц Какама – ставленник ацтеков и племянник Моктесумы II. Его главным противником стал ставленник местной знати принц Иштлильшочитль. Между ними шла постоянная и тайная и явная борьба.

Общество ацтеков (мешика) в г. Теночтитлане делилось на 4 квартала, как на 4 фратрии племени и 20 традиционных родов «кальпулли». Власть родовых вождей «кальпуллека» передавалась по наследству. Каждый род представлял один делегат в ацтекском Высшем Совете «тлатокан». Из них избирались шесть высших руководителей государства. А уже из тех, формально избирался, а фактически выдвигался правящей семьёй, главный – «тлакатекухтли», он же главнокомандующий армией и руководитель внешней политикой, т.е. по европейской терминологии «Император». Второй человек во власти, «вице-король» или «сиуакоатль» ведал внутренними делами и возглавлял Верховный суд из 13 членов.

Ацтекская знать «текухтли» и «лорды»-«пили» имели в окончании имени «-цин». Они не платили налоги, а все блага им давали простолюдины «масеуалли».
Народ составляли главным образом земледельцы. Из общинной земли род выделял семье надел, где люди выращивали следующие культуры: маис нескольких сортов, бобовые, кабачки, тыквы, перец, «томатль», подсолнечник, табак, арахис, хлопок. Также выращивали какао, из размолотых бобов которого приготовляли напиток «чоколатль», и агаву, из которой выдавливали сок и делали водку-«октли» или «пульке». На мясо разводили собак, индеек. Орудия труда в основном были из камня (особенно из вулканического стекла – обсидиана) и из кости. Металлы большей частью шли на украшения. Высокого развития достигли ремёсла. У ацтеков были хорошие строители, скульпторы, художники, ювелиры. Последние делали искусные украшения из золота, самоцветов, аппликации из перьев, вышивку.

Читайте так же:  Играть в капитана джека 777

Кроме земледельцев у ацтеков были ещё «тлалмаитль» — безземельные, но лично свободные люди, батраки. Были и «тлатлакотин» — настоящие рабы и их семьи. Сами ацтеки могли быть рабами только временно. Пленных же иноплемёнников в древности сотнями убивали в жертву богам. Ведь только кровь была достойной пищей для грозных богов! Позже от покорённых народов требовали рабов для тяжёлых работ на благо империи. В средневековой Мексике было два основных невольничьих рынка: в г. Тлателолько и в г. Ацкапоцалько.

«Почтека» — купцы, с XV века выделившиеся в особую прослойку. Они жили в своих кварталах, имели свои суды. Цари давали им привилегии и награждали за процветание государства, за шпионаж в других странах. Их путешествия обычно длились около года. Главным торговым центром империи был город Тлателолько. Со времён верховного вождя Куаухтлата (1428 – 1467) отсюда отправлялись торговые караваны в чужие земли. Купцы у ацтеков объединялись в гильдию, наделённую большими правами, и двое предводителей гильдии даже имели право носить имя с аристократическим окончанием «- цин». Когда оба главных города ацтеков соединились, купеческая гильдия образовалась и в Теночтитлане, а к 1519 г. такие гильдии были уже в 8 городах.

Постоянной армии у ацтеков не было. Имелись небольшие отряды профессиональных воинов, а на время войны собиралась ополченческая армия. Служба давала индейцам почёт, развлечение, а за проявленную доблесть могла открыть дорогу в знать. В армии должны были служить все боеспособные мужчины и даже жрецы. В нач. XVI века в армию могли набрать до 150 тыс.чел., разделённых на 20 родовых отрядов во главе со своим военачальником. Каждый отряд находился на полном обеспечении своего рода. 5 отрядов (от фратрии) составляли корпус. Итого было 4 корпуса. Полководцы носили форменную одежду, украшенную золотом и перьями. Верховный командующий носил плащ из перьев, с нефритовыми подвесками. Простые воины носили хлопчатую одежду. Храбрецы – «орлы», «ягуары», могли стать знатью за свои заслуги. Но на верховные должности назначалась только наследственная знать.
По понятиям ацтеков война была одним из видов служения богам. «Священная война» шла по строгим правилам и начиналась с объявления войны. Врагу сначала предлагали сдаться добровольно. Если те отказывались, то Тройной союз начинал боевые действия по тщательно подготовленному плану. С предварительной разведкой купцами и лазутчиками-«кимичтин» (мыши).
Хотя ацтеки имели луки и стрелы, их основным способом ведения боя была рукопашная схватка один на один. У воинов были деревянные копья с обсидиановыми наконечниками, палицы, деревянные щиты обтянутые кожей. У командиров имелись деревянные шлёмы.

Главной военной добычей были пленные. Взятые в плен больше не сопротивлялись и не убегали. Обычно их. после триумфа, победители приносили в жертву богам. Если же это не случалось, то пленники зачастую сами лишали себя жизни чтобы отдать богам свою кровь.
Боевые действия прекращались, когда войско захватывало главный храм противника. Это означало, что их бог войны победил вражеского бога войны и вражда прекращалась. Согласно строгому ритуалу, побеждённые присылали послов с признанием своей «вины» и сдавались империи под её полный контроль и оборону, платили за это определённое количество «даров» — дани и заключался мир.

У ацтеков бывала ещё т.н. «цветочная война», которая напоминала манёвры или рыцарский турнир между отрядами дружественных городов. Такая война могла идти несколько лет. Проигравшие в ней также отдавались в жертву богам.

В г. Теночтитлане существовали «государственные школы» двух видов. Обучение в них было обязательным для мальчиков с 15 лет. В школах «тельпучкалли» для простолюдинов юноши обучались истории, сельскому хозяйству, ремёслам, военному делу. В школах «кальмекак» для детей знати и жрецов преподавали: религию, историю, организацию государства, письмо, чтение, счёт, астрономию, астрологию, стихосложение, риторику. В городе были молодёжные клубы «куикакалько» (дом пения) с общедоступными женщинами «ауианиме».
Ацтекское письмо было пиктографическим. Письменность и счёт были заимствованы в XIV веке у миштеков и тольтеков. Ацтеки писали, не упорядочено, на выделанной оленей коже, на бумаге из листьев агавы. Листы подклеивали и складывали, как книжки-раскладушки. Они очень любили и ценили стихи. Были философы – «тламатини» (мудрые). Довольно развита была у ацтеков медицина.

Особое место у индейцев Мексики занимала астрономия. Эта наука была очень важна для земледельцев и для жрецов. Астрономы изучали движение Солнца, Луны, Венеры и составляли календари. Солнечный год «шиуитль» состоял из 365 дней, 18 месяцев по 20 дней. А в конце года добавлялось 5 «несчастных» дней. Год начинался 12 февраля и заканчивался 11 февраля.
Священный календарь жрецов «тональпоуалли» состоял из 260 дней или 13 месяцев по 20 дней.

У ацтеков были 52-летние жизненные циклы: четырежды по 13 лет. В конце каждого цикла индейцы ожидали череду разрушительных катастроф. Пять последних дней цикла детей и женщин не выпускали на улицу, гасили все огни. Разбивали всю домашнюю посуду. Когда звезда Альдебаран всходила в зенит, обозначая наступление нового цикла, тогда правитель торжественно возжигал первый огонь, и по всей Мексике начиналось грандиозное празднество в честь «нового огня». Последний такой цикл начался в 1507 году.

Главный храм г. Теночтитлана «теокалли» в виде ступенчатой пирамиды высотой 30 метров посвящён богу Уицилопочтли. На верху пирамиды находились два святилища: 1) огромная статуя Уицилопочтли с цепью из золотых и серебряных сердец и каменный алтарь на который ложили живые сердца людей приносимых в жертву; 2) алтарь бога Тескатлипока.

Вся жизнь ацтеков была тесно связана с религией, было много богов и множество обрядов, церемоний. В этом отношении они напоминают древних римлян. Завоевав чужой город или иное племя ацтеки, вместе с добычей и рабами, забирали себе и чужих богов, подобно римлянам, включая их в свой пантеон.

Прародителями богов и происшедших от них людей считались бог-творец Ометекухтли (Тонакатекухтли) – «владыка нашей плоти» и его богиня-супруга. Они породили всё и всех. Они проживали бесконечно далеко во Вселенной на крайнем, 13 небе и не вмешивались в судьбы людей.
У ацтеков было три наиболее почитаемых бога:
1) Уицилопочтли — «колдун-колибри», племенной бог мешиков. Бог войны и охоты, бог солнца, главный бог города Теночтитлан. Это был обожествлённый древний вождь. Приведший племя с севера на Мексиканское нагорье;
2) Кецалькоатль — «пернатый змей». Бог знаний, жрецов, ветров. Покровитель культуры и искусства. Тоже обожествлённый вождь на закате жизни уплывший за море. Появившихся в Америке испанцев приняли за посланцев этого бога.
3) Тескатлипока – «курящееся зеркало». Бог четырёх сторон света, губительного солнца, ночи, вечерней и утренней звезды. Противник Кецалькоатля – невидимый, всемогущий. В нач. XVI века Тескатлипока стал высшим богом ацтекского пантеона и вскоре мог бы стать единственным богом – если бы не испанское вторжение. У Тескатлипока было волшебное зеркало из обсидиана. В котором он мог видеть прошлое, настоящее и будущее. Ему приносили человеческие жертвы.

Ещё был бог Тонатиу – бог-Солнце, светоч. Он был тесно связан и с Тескатлипокой и с Уицилопочтли.
Из других богов по всей Месете почитался Тлалок, бог дождя и плодородия. В каждом племени и в каждой общине был свой Тлалок. Его жена – Чальчиуитликуэ, богиня рек и озёр, просто воды. Его жена – Чикомекоатль, «7 змей», богиня урожая.
Также широко почитались:
Шочикецаль – богиня любви, цветов и ремесленников;
Синтеотль — бог кукурузы;
Майауэль — богиня агавы, она имела 400 сыновей – покровителей водки-октли;
Тепостекатль – бог водки и племенной бог в городе Тепостлан;
Шипе Тотек – бог земледелия и человеческих жертвоприношений;
Шиутекутли — бог огня и вулканов;
Ицпапалотль – богиня судьбы, её символом была обсидиановая бабочка;
Йокатекухтли – бог покровитель купцов, ему приносили человеческие жертвы.

Души павших в бою, убитых молнией, а также добровольных жертв, попадали в солнечное царство Тлалокан. Остальные души попадали в Миктлан загробный мир, состоящий из 9 преисподних. Его правитель – Миктлантекухтли, бог смерти.

Человеческая кровь – есть «пища богов» и высшая жертва, и значит доставить её богам святая обязанность любого ацтека. Кровь можно было отдавать по каплям, но гораздо лучше ритуальное убийство – ударить в грудь обсидиановым ножом и вырвать у жертвы сердце. Религиозный фанатизм являлся одним из главных мотивов завоеваний ацтеков. В бою они стремились не убивать врага, а взять его в плен и принести в жертву. Пленных иногда, во время больших праздников, убивали сотнями. В честь бога огня людей медленно сжигали. Женщин и детей приносили в жертву гораздо реже: женщин – богине земли Тласольтеотль, детей – богу плодородия Тлалоку.
Во время религиозных обрядов исполнялись песни, танцы, разыгрывались мистерии.
Вообще, у ацтеков была очень сложная и запутанная религия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector