Автомобильный антифриз в систему отопления дома

В силу обстоятельств не всегда удается приобрести специальный антифриз для системы отопления. Но что делать, если велика вероятность воздействия отрицательных температур на трубы и радиаторы? Тогда единственным выходом остается тосол для системы отопления дома. Но прежде чем приступить к его заливке следует ознакомиться со всеми возможными эффектами, которые присущи этому составу.

Почему не рекомендуется заливать тосол в систему отопления

Автомобильный антифриз в систему отопления дома

До того как залить тосол в систему отопления необходимо узнать его точный состав. В подавляющем большинстве случаев он включает в себя этиленгликоль. Это вещество является крайне ядовитым для человека. В жидком состоянии нужно остерегаться попадания в глаза и на открытые участки кожи. Но намного опаснее тосол, который переходит в пар из-за воздействия высоких температур, когда возникает перегрев или небольшая утечка теплоносителя.

Но можно ли заливать тосол в систему отопления в таком случае? При соблюдении всех правил и требований к безопасности – разрешается применение автомобильного антифриза. Однако в таком случае нужно учитывать особенности эксплуатации системы:

  • Вязкость у тосола выше, чем у воды. Поэтому нужно заменить циркуляционный насос на более мощный – на 15-20%;
  • Высокая степень текучести. Достаточно небольшой микротрещины или неплотного соединения в трубопроводе, чтобы тосол для отопления дома начал проникать в помещение. Обязательно все резиновые прокладки заменяются на паронитовые;
  • Можно ли залить тосол в отопление открытого типа с негерметичным баком? Нет, это категорически воспрещается;
  • Скорость нагрева теплоносителя с добавлением тосола будет ниже, чем у простой дистиллированной воды. Это нужно учитывать при выборе температурного режима работы системы;
  • Нельзя заливать тосол для систем отопления в концентрированном виде. Это может привести к повреждению насоса, выходу из строя котла. Соотношение автомобильного антифриза к воде можно узнать на этикетке.
Читайте так же:  Пульт для теплых полов

С какими еще проблемами можно столкнуться после заливки незамерзающей жидкости? Прежде всего – ее качество. При несоблюдении технологии изготовления после длительного термического воздействия на раствор тосола в нем появляются сторонние вещества в виде белых хлопьев. Они негативно сказываются на состоянии системы отопления, могут стать причиной снижения пропускной способности трубопровода и передачи энергии теплообменником.

Тосол может разъедать полипропиленовые трубы. В подобных трубопроводах использовать его нельзя.

Подготовка раствора и его заливка

Автомобильный антифриз в систему отопления дома

Для того чтобы добавить тосол в систему отопления дома нужно правильно подобрать его состав. Все производители выпускают уже готовые к заливке жидкости. Температура, при которой происходит кристаллизация, указывается в названии. Например – А40-М (-40°С). Важно знать, что уже готовый тосол разбавлять водой нельзя. Для этого нужно использовать специальные концентраты, на 95% состоящие из этиленгликоля.

Готовим раствор тосола для отопления

Для правильной заливки тосола в систему отопления лучше всего использовать концентрат. Это дает дополнительные преимущества, так как можно самостоятельно выбрать соотношение антифриза к дистиллированной воде. К тому же чаще можно встретить подделку уже готового раствора, чем концентрата.

Сначала необходимо определиться с минимальной температурой, при которой не будет наблюдаться эффект кристаллизации теплоносителя. Для этого нужно знать соотношения тосола для отопления дома к воде. Они представлены в таблице.

Отношение концентрата к воде Температура замерзания, °С
1:1 -40
2:3 -30
1:2 -20

Но сначала нужно проверить – можно ли заливать этот тосол в систему отопления. Для этого в небольшой прозрачной емкости (стеклянной) делаем раствор и оставляем его на несколько дней при комнатной температуре. По истечении этого срока в жидкости не должны наблюдаться осадок или пенообразование. Если же это присутствует – качество концентрата очень низкое.

При появлении утечки тосола из системы отопления необходимо сначала проветрить помещение, ликвидировать аварию и тщательно помыть места, куда он попал.

Заливка тосола в систему отопления

Автомобильный антифриз в систему отопления дома

Определившись, что именно эту марку тосола можно залить в отопление – приступают к подготовке системы. Сначала спускают весь теплоноситель. Если до этого в трубопровод был залит антифриз – его ни в коем случае нельзя смешивать с новым раствором.

Затем выполняются такие действия:

  • Тщательная промывка труб и радиаторов. Перед тем как добавить раствор тосола в систему отопления дома нужно убрать все внутренние загрязнения. Лучше всего выполнить несколько цирков до того момента, пока вода не будет полностью чистая;
  • Проверка всех соединений и стык труб. Обязательно нужно заменить резиновые прокладки;
  • Опрессовка – необходима для проверки системы на возможное повышение нормального давления. Таким способом можно выявить элементы со скрытыми дефектами;
  • Заливка тосола для системы отопления с помощью специального насоса.

Во время выполнения этой процедуры нужно соблюдать все правила безопасности. Помещение должны быть хорошо проветриваемое – открываются все окна и двери. Обязательно используется защитный костюм, респиратор и резиновые перчатки. Если во время заливки тосола в отопительную систему он попадет на открытый участок кожи – следует незамедлительно промыть его водой. При возникновении химического ожога – обратиться к врачу.

Чем меньше концентрация тосола – тем ниже вероятность получить химический ожог.

Альтернативные варианты тосолу

Автомобильный антифриз в систему отопления дома

Тосол можно заливать в систему отопления, но только с соблюдением всех правил безопасности. Если же сравнить все «плюсы» и «минусы» этого типа антифриза, то можно прийти к выводу, что он будет худшим вариантом. Прежде всего, это объясняется повышенным риском для здоровья проживающих в доме. Есть ли альтернатива тосолу в отопительной системе?

Сначала необходимо определиться – действительно ни нужен потенциально опасный антифриз. Несмотря на усиленную рекламную кампанию производителей, все виды незамерзающих теплоносителей, в том числе и тосола, по своим эксплуатационным характеристикам уступают воде. Их единственное достоинство – низкий уровень кристаллизации.

Если же вероятность воздействия отрицательных температур на трубы велика, и без тосола в отопительной системе дома никак не обойтись – можно рассмотреть альтернативные варианты:

  • Монтаж греющего кабеля и дополнительное утепление участков трубопровода, где возможно замерзание воды;
  • Использование специальных антифризов для отопления на основе пропиленгликоля или глицерина. Их цена значительно выше – от 63 руб./литр. Тосол отечественного производства стоит дешевле – от 37 руб./литр;
  • Установка программатора с режимом антиоблединения. Он будет поддерживать работу котла для минимальной температуры воды +5°С.

Это наиболее распространенные альтернативы заливки тосола в систему отопления. К тому же нужно помнить, что при повышении температуры в автомобильном антифризе начинается обильное пенообразование. Бороться с ним можно с помощью специальных присадок. Перед их применением нужно проверить состав на совместимость с тосолом. Поэтому практически все специалисты не рекомендуют использовать тосол в автономных системах отопления.

В видеоматериале рассказывается о выборе радиаторов для системы отопления с антифризом:

можно заливать? Котел Navien Deluxe Plus, радиаторы Rifar Monolit. В руководстве к котлу прочитал, что антифриз заливать не рекомендуется. Не совсем понятно почему — вроде он как раз не вызывает никаких отложений и не агрессивен к металлам(тосол и всякий "арктон" не имеется в виду). Есть у кого опыт подобный?

И еще вопрос вдогонку: чем теплоноситель для систем отопления отличается от антифриза?

уточняю антифриз хочу потому, что есть халявный. не 5л. за 200р, а Total, качественный концентрат. Незамерзайку лить надо по любому, потому как котел будет выключаться периодически(нет гарантии стабильного электроснабжения).
Про отложения непонятно — почему же в автомобилях после антифриза каналы прохождения ОЖ практически чистые, а после воды — как раз таки много разных отложений.

Про вот эти все "5л за 200р." Уже видел печальные результаты в виде разъеденных ГБЦ, водяных насосов и т.д. — поэтому их даже не рассматриваю.

Собственно сам вопрос еще раз: что может повредить в вышеуказанной системе отопления, к примеру, тот же антифриз Total GLACELF PLUS.

вот его описание:
"охлаждающая жидкость длительного пользования на основе моноэтиленгликоля и неорганических ингибиторов коррозии (силикатов)"

В начале двухтысячных один паренек проповедовал что можно пить антифриз, технические масла и прочие несъедобные жидкости. И это ему удавалось. некоторое время. До того момента, как отказали почки, он тоде говорил — все пучком.

С гликолями все просто: этиленгликоль — яд. В системах отопления запрещено применять в больницах, дет садах и т д. Пропиленгликоль — разрешенная пищевая добавка. Применять можно в системах отопления, в том числе и там, где етиленгликоль запрещен.

ты просто не знаешь устройство котла точнее, его теплообменника. А теплообменник у него — набор параллельных "трубок". И вот по этим трубкам течет теплоноситель. В каждой свой. А на выходе все это вместе сливается. И вот тут стоит твой термостат. Который говорит "Температура +70. Всё нормально".

А если в одной из трубок потом замедлится в 2 раза? — если ты учился в школе, должен понимать что температура в этой трубке подскочит в те же 2 раза. Вот оно и закипание. А при закипании антифриза часто выпадают твердые а главное совсем нерастворимые фракции. Трубка еще больше забивается. Процесс с положительной обратной связью.

Вот так и погибают теплообменники при вполне безобидных +70, но в антифризом вместо воды.

Вот потому большинство производителей запрещают применять антифриз в настенных котлах (выше тепло-нагрузка на теплообменник). А те, кто разрешают, надеются на истечение гарантийного срока раньше чем замена теплообменника.

загрязница может не теплообменик, а например внешний фильтр (а туда ржа из батарей).

При этом падает поток. Поток в самой дальней трубке на раздаче может упасть ниже критического (а много и не нужно при +70 на выходе). Вот и запускается процесс. Потом безостановочно.

Производители напольных котлов делают теплообменники огромными, чугуниевыми, в каналами "в руку толщиной" — им на это пофиг. Потому и возможен антифриз. И даже гравитационки.

А вот настенник — тут борьба идет за каждый грамм, каждый сантиметр. Потому теплообменники из меди, небольшого размера, и потому сильно теплонагруженными. Шаг влево-вправо — расстрел.

Самая большая опасность, которая может угрожать индивидуальной отопительной системе – промерзание в зимний период при отключении электроэнергии. Чтобы избежать подобных ситуаций, многие используют антифриз для системы отопления загородного дома, защищающий котел и трубы от деформации.

На строительном рынке предлагают различные марки антифризов для отопительных систем, схожий состав у автомобильных незамерзающих жидкостей, самой известной из которых являются Тосол. Поэтому у многих домовладельцев возникает резонный вопрос – можно ли использовать Тосол в качестве антифриза для контура отопления индивидуального дома и выгодно ли это с финансовой точки зрения.

Чтобы получить ответы на данный вопрос, следует рассмотреть физико-химические характеристики Тосола и сравнить его со специальными жидкостями, предназначенными для защиты отопительной системы от промерзания.

Автомобильный антифриз в систему отопления дома

Рис. 1 Популярные марки антифризов: Теплый дом, Dixis, Thermagent

Вода или антифриз – сравнение параметров

Вода – распространенный природный элемент, повсеместно используемый в качестве теплового носителя, но из-за слишком высокой точки замерзания, ее приходится заменять в бытовом отоплении на гликолевые антифризы, имеющие в сравнении с водой следующие показатели:

  • Их удельная тепловая емкость на 15% ниже, чем у воды, это означает, что при одинаковом объеме гликоль накапливает на 15% меньше энергии при нагреве и соответственно меньше отдает. Следовательно, для транспортировки одинакового с водой количества тепла в единицу времени его скорость перемещения по трубопроводу должна быть больше на ту же величину.
  • Плотность незамерзаек чуть выше (на 5 – 10%) воды, а вязкость на 30 – 50% превышает водные показатели – это значит, что при движении жидкости по трубопроводу гидравлическое сопротивление возрастает. Если сравнивать с водным теплоносителем, циркуляционному насосу потребуется больше мощности и соответственно потребления электроэнергии для перемещения равного с водой объема антифриза.
  • Их тепловой коэффициент расширения на 30 – 40% больше воды, при нагреве гликолевый теплоноситель возрастает в объеме на 5%, расширение несущественно, но иногда может понадобиться гидробак чуть большего объема.
  • Из-за низкого поверхностного натяжения они на 50% более текучи, чем вода – это предъявляет повышенные требования к герметизации. Обычные резиновые прокладки придется менять на паронитовые, нередко случается, что внутренние прокладки радиаторов отопления не рассчитаны на работу с гликолями и придется принимать меры по устранению утечек между секциями (у современных радиаторов обычно таких проблем не бывает).

Автомобильный антифриз в систему отопления дома

Рис. 2 Свойства антифриза в сравнении с водой

  • Существенный недостаток относительно дешевых незамерзаек на основе этиленгликоля – высокая опасность для здоровья человека, вещество является ядовитым со смертельной концентрацией 2 мг. на 1 кг. веса. Поэтому этиленгликоль запрещено заливать в системы с открытым накопительным баком на чердаке, контур должен быть замкнут.
  • Они имеют малый срок эксплуатации, рассчитанный на 10 сезонов и составляющий не более 5 лет, связано это с разложением антикоррозийных присадок в процессе работы. После этого придется сливать антифриз из системы, утилизировать (с ядовитым этиленгликолем это определенная проблема) и заливать в контур новый теплоноситель – это повлечет неоправданные финансовые расходы.
  • В отличие от нейтральной воды, некачественные или просроченные гликоли в определенный период разлагаются, образуя твердый осадок, забивающий фитинги и разрушающий трубопроводную арматуру.
  • Еще один существенный недостаток незамерзающих теплоносителей – относительно высокая стоимость, 20-литровая канистра этиленгликоля с кристаллизацией при -30º С обойдется в 15 у.е., цена такого же объема пропиленгликоля будет составлять 30 у.е.
  • Следует также отметить, что при эксплуатации антифризы весьма чувствительны к критическим температурам – при перегреве входящие в их состав гликоли и присадки разлагаются с образованием твердых нерастворимых осадков и кислот. Это приводит к появлению нагара на нагревательных элементах котла, соприкасающихся с тепловым носителем, металлы подвергаются разрушительной коррозии, также страдают и уплотнительные элементы. Процесс сопровождается повышенным пенообразованием, приводящем к завоздушиванию системы и нарушению ее функционирования.
  • Они имеют ограничения в использовании, запрещено их применение в электролизных котлах и трубопроводах из оцинкованной стали – металл подвергается усиленной коррозии с образованием нерастворимого осадка из белых хлопьев.

Автомобильный антифриз в систему отопления дома

Рис. 3 Особенности теплоносителей на основе гликолей и их стоимость

  • Существенный недостаток использования антифриза – отказ многих производителей котлов для отопления в их гарантийном обслуживании, если в систему заливаются гликоли.
  • Единственным и главным преимуществом антифризов в сравнении водой является низкая температура замерзания, доходящая до -70º С.
    Даже при замерзании более высокотемпературного состава (его получают после разведения водой в определенной концентрации) вещество превращается в желеобразную массу с минимальным расширением. Поэтому, если заливать антифриз в систему отопления, целостность труб и котла гарантирована при любых природных отрицательных температурах замерзания контура.

Из вышеизложенного становится ясно, что вода в качестве теплоносителя значительно превосходит все антифризы по своим физико-химическим параметрам за исключением ее 10% расширения при замерзании, приведшего к поиску альтернативных вариантов.

Автомобильный антифриз в систему отопления дома

Рис. 4 Антифриз в системе отопления частного дома – инструкция

Антифриз для системы отопления загородного дома – свойства и разновидности

На строительном рынке предлагаются две основные марки антифризов для систем отопления частных домов: этиленгликоль и пропиленгликоль. Обычно в незамерзайках основной составляющей служит гликоль (30 – 65% в зависимости от концентрации раствора), деионизированная вода занимает 30 – 50% от общего объема и присутствует 3 – 4% присадок, состоящих из ингибиторов коррозии, растворителей накипи и осадков, веществ, препятствующих пенообразованию.

Благодаря своему составу, от начала кристаллизации до превращения незамерзающего состава в гелеобразную шугу необходим интервал в 10 – 15º С, температура внутри которого изменяется постепенно и занимает длительное время.

Производители поставляют в торговую сеть расфасованные в 10-литровые или 20-литровые канистры незамерзайки в следующих концентрациях:

  • Концентрат с кристаллизацией при -65º С, который можно развести с водой для получения требуемой температуры замерзания.
  • Раствор с замерзанием при -30º С, его используют как в готовом виде, так и разбавленном для получения более высоких температурных параметров от -20 до -15º С.

Потребителю важно знать, что при разведении концентрата водой нет линейной зависимости от ее процентного содержания (график на рис. 8). Например, если развести 20 литров 65% концентрата с кристаллизацией при -65º С таким же количеством воды, то мы получим 40 литров жидкости с точкой кристаллизации около – 20º С, а не – 32,5º С, как происходит, к примеру, при разведении спирта. Поэтому для получения необходимой температуры используют таблицы нижних пределов температурной зависимости гликолей от их концентрации (рис. 9).

Оцените статью