Звукоизоляция стен для студии звукозаписи

Звукоизоляция стен для студии звукозаписиЗвукоизоляция стен для студии звукозаписиЗвукоизоляция стен для студии звукозаписиЗвукоизоляция стен для студии звукозаписи Звукоизоляция стен для студии звукозаписи

Хорошо себя зарекомендовал принцип «коробка в коробке», при котором стены студии звукозаписи, а также ее пол и перекрытия независимы от других конструкций здания и жесткой связи с ними не имеют. Используется отдельный фундамент или между полом коробки и перекрытием укладываются специальные прокладки. Модульный принцип обустройства дает возможность вписать студию звукозаписи в большее помещение, обеспечив ее звукоизоляцию за счет многослойности ограждающих конструкций.

Так же, возможен вариант «надстраивания» на стены дополнительного каркаса из деревянных или металлических профилей, которые жестко крепятся к основной стене и на них уже в свою очередь крепятся звукоизоляционные материалы. Металлические профиля намного удобнее с точки зрения монтажа, но у них есть серьёзный минус – при сильных вибрациях они начинают «звенеть», что недопустимо для студии звукозаписи. Поэтому металические профиля необходимо дополнительно прокладывать звукоизоляционным материалом, или соединять монтажной пеной со стеной для передачи колебаний на стену.

Внутренняя отделка студии звукозаписи

Внутренняя отделка студии должна иметь достаточное количество звукопоглощающих и звукорассеивающих конструкций. Для звукопоглощения используют обернутые стеклотканью минерально-ватные плиты, которые закладывают в ячейки несущего деревянного каркаса и закрывают декоративным, прозрачным с позиции акустики покрытием, например, деревянными рейками. Звукорассеивающие конструкции выполняются в виде призм и пирамид из фанеры или гипса. Размещают такие конструкции на потолке.

Звукоизоляция стены выкладывается по принципу «сэндвича». В качесте основы, заполняющей пространство между стеной и каркасом, необходим звукоизоляционный материал с высокой степенью поглощения низких частот. Для этих целей очень хорошо подойдёт «вата». Только не надо набивать стены медицинской ватой, от неё толку будет мало. Всё-таки у нас студия звукозаписи, а не санитарные палаты. Существует специальная акустическая каменная или минеральная вата. Как ни странно, но каменная вата, она действительно «каменная», т.е. сделана из камня, а соответственно является абсолютно пожаробезопасной. Плюс ко всему каменная вата обладает очень хорошими теплоизоляционными свойствами, а значит в вашей студии звукозаписи будет тепло холодными зимними вечерами.

Звукоизоляция стен для студии звукозаписи

Но есть одно «но». Если не хотите чтобы ваши лёгкие через 5 лет превратились в «фарш», то настоятельно рекомендуем во-первых использовать именно каменную вату, а не минеральную, а во-вторых обязательно плотно закрывать вату следующим слоем звукоизоляции, таким образом чтобы нигде не оставалось открытых участков ваты (даже самых маленьких размером 1см на 1см). Иначе когда барабанщик будет лупить по бочке через эту дырочку будут вылетать волокна ваты, попадать в лёгкие и как результат – «фарш». О технике безопасности монтажа звукоизоляционной ваты даже и говорить не стоит. Маски, рэспираторы, перчатки, очки и т.д. – просто обязательны. Берегите своё здоровье.

Важно, чтобы звукоизоляция студий звукозаписи не переглушала звук, не делала его «мертвым». Акустического баланса позволяет добиться комбинация пористых, мембранных и перфорированных абсорберов. Мембранные абсорберы, такие как вата, используют для поглощения низких частот. Они не зависят от длины волны, поэтому эффективно работают при толщине 150–200 мм. Перфорированные абсорберы поглощают преимущественно средние и высокие частоты. Пористые абсорберы – низкие, средние и высокие.

Для поглощения средних частот хорошо подойдёт акустический звукоизоляционный гипсокартон. Его особенность и основное отличие от обычного гипсокартона состоит в том, что аккустический гипсокартон равномерно изрешечен отверстиями. Звук не отражается от него, а попадает в отверстия и через них – в вату, где благополучно гасится. Такой гипсокартон покрыт с обратной стороны плотной бумажной лентой, что не позволяет вате «вылетать» через отверстия и портить ваше здоровье. Но монтаж такого гипсокартона дело тонкое, он намного более хрупкий чем обычный гипсокартон, поэтому будте с ним нежны и ласковы.

Звукоизоляция стен для студии звукозаписи

В качестве звукоизоляции для студии звукозаписи эффективен метод «шахматной доски». На расстоянии 10 см от стены монтируется деревянный каркас из бруса (сечение 30х100 мм) и заполняется десятисантиметровым слоем акустической пены. Половину ячеек в шахматном порядке закрывают перфорированными ДВП-листами толщиной 3–4 мм. Диаметр отверстий – 3 мм с шагом 38 мм. Метод особенно хорош в комнатах для вокала и прослушивания музыкальных инструментов. Позволяет устранить эффект безэхового («ватного») помещения на высоких частотах.

Звукоизоляция стен для студии звукозаписи

С целью шумоизоляции помещений для записи вокала в студии звукозаписи используются поролон, вата, ковролин в разных комбинациях. Эти материалы хорошо поглощают звук в диапазоне от 3 кГц до 9–10 кГц. Для поглощения низких и субнизких частот звука, издаваемого такими инструментами, как барабаны и контрабас, необходимы специальные композитные панели.

Звукоизоляция студии звукозаписи своими руками

Если при оборудовании студии нет возможности обратиться к специалистам, то можно попытаться оборудовать ее самостоятельно. Прежде всего, необходимо установить пластиковые окна, которые идеально поглощают внешние звуки. Окна нужно завесить плотными шторами, чтоб предотвратить отражение звука от стекла.

Для звукоизоляции студии звукозаписи используют следующие материалы:

  • лотки для яиц;
  • шторы из плотной и тяжелой ткани;
  • ковролин;
  • поролон;
  • пробка и др.

Лотки для яиц не поглощают, а рассеивают звук. Дешевый и недостаточно эффективный материал. Шторы дороже, чем лотки, но их эффективность также недостаточна. Шторы можно укрепить поверх лотков. Ковролин – для звукоизоляции подходит неплохо. Лучше выбирать ковролин с длинным, рыхлым, неравномерно уложенным ворсом. Материал укладывают на пол, обивают им стены и дверь. Поролон приближается к специальным акустическим материалам и при этом дешев. Лучше использовать фигурные плиты поролона (можно купить в специализированных магазинах). Хорошим, но недешевым материалом является пробка.

Звукоизоляция стен для студии звукозаписи

И все же для звукоизоляции стен в студии звукозаписи, даже если вы делаете ее своими руками, лучше использовать специальные акустические материалы. Они дороги, но наиболее эффективны. Используются полиуретановые плиты, плиты из древесного волокна, акустический поролон, ткани. При этом для достижения максимального эффекта необходимо заказать акустическое проектирование.

Звукоизоляция стен для студии звукозаписи

При использовании комбоусилителей для звукоизоляции помещения и улучшения качества звука, снимаемого с комбика микрофонами, желательно соорудить маты и расположить их по периметру в виде акустических щитов. В качестве мата можно использовать утеплитель Isover (в состав входит стекловата), который упаковывают в полиэтиленовый мешок.

Для барабанной установки лучше всего создать мини-комнату – специальный ящик, где бы она могла уместиться вместе с барабанщиком, несколько барабанных стоек и было бы достаточно воздуха. Внутренняя поверхность мини-комнаты обивается ватными матрасами, пол выстилается деревянными досками и покрывается резиновым листом. Барабанную MIDI установку можно разместить на деревянном постаменте, обитом ковролином. Более подробно о технике записи барабанов в студии можно почитать в статье "Запись и обработка барабанов".

С целью звукоизоляции в студии звукозаписи желательно иметь небольшую, обитую звукопоглотительным материалом фанерную ширму из четырех секций. Ее легко передвигать и преобразовывать, например, в кабинку, где вокалист мог бы записывать голос. Ширма складывается в виде плоскости, поэтому ее легко хранить. Дополнительные крючки и крепления для звукопоглощающих матов позволяют использовать ширму в качестве акустического щита.

Звукоизоляции для студии звукозаписи — трудоемка, сложна, сделать ее особое искусство, к ее идеалу стремятся все музыканты и ниже мы поговорим о том, как этого можно добиться.

Звукоизоляция стен для студии звукозаписи На фото: Galernaya 20, Санкт-Петербург

Свобода для записи в любое время дня и ночи, профессиональное качество звучания demo, уединение и удобство создания музыки в собственном доме… это мечта любого музыканта. И, неважно, есть нужда в домашней студии звукозаписи или желание превратить хобби в профессиональную музыкальную карьеру, в любом случае, прежде всего, каждый думает об акустике помещения. Студия звукозаписи, как правило, многокомнатный объект, требующий максимальное качество звука с минимальным просачиванием из комнаты в комнату. Для вещания, озвучивания, записи, сведения, монтажа или дубляжа и даже репетиций возможность акустически изолировать шум одной комнаты от другой и контролировать количество реверберации каждого помещения играет ключевую роль в успехе любой музыкальной студии. Если звук уходит или нежелательный пробивается извне — это плохой вариант, поскольку впоследствии выльется шумом в треке и чтобы такого не произошло, необходима звукоизоляция.

Звукоизоляция стен для студии звукозаписи

При создании наилучшей звукоизоляции для студии звукозаписи прежде всего следует обратить особое внимание на определенные барьеры, а именно:
1. Стены. Основная цель – ухудшить способность стен проводить вибрацию. Это достигается путем добавления двух компонентов монтажа: плотности и воздушного зазора. Комбинация этих двух ингредиентов влияет на разрушение звуковой волны и на 90% снижает передачу звука.

Звукоизоляция стен для студии звукозаписи

Стандартная поверхность стен не имеет достаточной плотности , чтобы убить звуковые колебания, поэтому существуют специальные dB-Bloc . Это ультратонкая, но ультра плотная звукоизоляционная пленка, которая действует подобно глушению барабана или струны гитары рукой и крепится с обратной стороны гипсокартона.
2. Пол. При подборе лучшей звукоизоляции необходимо отталкиваться от существующих полов. Если у вас простой деревянный пол, его надлежит отделить от напольного покрытия, обычно это делают с помощью резиновых материалов, также подойдет пленка dB-Bloc. Для бетонного пола потребуется ковер с акустическими свойствами и подложкой.
3. Потолок. В этом случае стоит подумать о подвесном потолке. Такая конструкция вместе со звукоизолирующими материалами наиболее предпочтительное решение для студии. В качестве изоляции применяются специальные потолочные плиты из плотного материала, абсорбирующего звук, которые свободно укладываются в каркас. Кроме того, бывают плиты из стекловолокна с виниловым барьером на задней стороне. Система слоев этих плит эффективно снижает до 90% просачивания звука .

После того, как помещение должным образом изолировано от внешнего шума, нужно позаботиться о внутренней звукоизоляции. Без поглощения нежелательных колебаний звуковых волн, пространство помещения будет наполняться фоновыми шумами, которые искажают звук в созданном треке. Но абсорбирующие материалы с высоким коэффициентом поглощения отлично улавливают шум и эхо от инструментов или голоса, что позволяет записывать оригинальный звук чисто. Наиболее распространенным методом создания звукового барьера внутри студии является установка поролоновых панелей в виде пирамидок .

Звукоизоляция стен для студии звукозаписи

Этот материал имеют низкую стоимость, простую самостоятельную инсталляцию и великолепно справляются с захватом эха и ВЧ/СЧ шума.

Звукоизоляция стен для студии звукозаписи

А для тех, кто хочет превратить свою студию еще и в настоящую художественную галерею, существуют звукоизоляционные панели с изображениями.

Основными параметрами, характеризиующими качество звукоизоляции являются:

  1. пространство;
  2. масса;
  3. изоляция;
  4. поглощение и глушение.

Пространство легко понять, чем дальше источник, тем менее заметен шум. Плотная масса объектов блокирует звуковую волну, останавливая ее путь. Звук, попав на такое препятствие, отскакивает и, по сути, умирает, оставляя обратную сторону стены тихой. Изоляция или разъединение создает структурный разрыв на пути звука и сильных вибраций. Абсорбирующие материалы изготавливаются из пористого поролона или хлопка, впитывают звук как губка и являются достаточно распространенными звукопоглотителями. Они очень эффективны в улавливании и сводят к минимуму отражение. Демпфирующие материалы рассеивают звуковую энергию за счет уменьшения резонанса. Акустическое стекловолокно существенно минимизирует помехи, обесточивая звуковые волны, что не только снижает уровень звука внутри звукозаписывающей студии, но также сокращает эхо, время реверберации и останавливает фокусирующийся шум от поверхностей. Сегодня на рынке существует широкий выбор эко-материалов, будь то пористые, полупористые или с высокой плотностью, но все разработаны с целью предоставить оптимальную звукоизоляцию, и отвечают всем требованиям любой домашней и профессиональной студии.

А вот как делают умельцы — звукоизоляция для звукозаписи своими руками в домашних условиях с подручными материалами:

Звукоизоляция стен для студии звукозаписи

Также возможно вам будет интересно почитать:

Звукоизоляция студии звукозаписи — это один из основополагающих факторов для записи качественного и чистого музыкального материала. При правильной акустической отделке помещения можно избежать многих проблем связанных с резонансом и отражением звуковых волн от стен, пола и потолка.

В этой статье я хочу затронуть тему звукоизоляции домашней студии звукозаписи и рассмотреть вопрос отделки помещения с минимальными затратами при максимальном шумоподавлении.

Для начала постарайтесь выбрать помещение с толстыми кирпичными или бетонными стенами. Таким образом, вы обеспечите высокий уровень изоляции помещения от внешних шумов.

Звукоизоляция стен для студии звукозаписи

Теперь давайте рассмотрим вопрос внутренней отделки нашей студии.

Акустическая отделка помещения состоит из следующих пунктов:

3. Отделка потолка

Отделка стен

Наилучшим бюджетным вариантом отделки стен является плотный ковролин, под которым находиться слой минваты, завёрнутой в полиэтилен.

Обязательно заворачивайте минвату в плёнку, чтобы её частицы не проникали в комнату.

Хочу сразу отметить, чем толще слой изоляционных материалов, тем лучше шумоподавление. Вместо ковролина вы также можете просто развесить ковры по периметру помещения.

Если есть возможность, старайтесь закруглить углы комнаты, например, с помощью деревянных брусков треугольной формы.

Для хорошей звукоизоляции вашей домашней студии звукозаписи лучше ставить пластиковые окна. Они способствуют звукопоглощению внешних шумов и позволяют избежать дребезжания стекла на низких частотах.

Окна стоит занавесить плотными портьерными шторами. В идеале, лучше организовывать студию в помещении без окон.

Многие музыканты и аранжировщики используют для отделки стен яичные лотки, считая, что они способствуют рассеиванию и поглощению звука. Этот способ отделки стен достаточно популярен благодаря своей дешевизне. Но по результатам исследования звукопоглощающих характеристик яичных лотков, проводившегося в лаборатории Riverbank Acoustical Laboratories (USA) были сделаны выводы, что коэффициент звукопоглощения составляет всего NRC ≈ 0,40.

Более полное представление дает график частотной характеристики звукопоглощения.

Звукоизоляция стен для студии звукозаписи

В связи с вышесказанным, я не рекомендую использовать яичные лотки для звукоизоляции студии звукозаписи.

Отделка пола

Звукоизоляция пола сильно не отличается от отделки стен. Самый распространённый и оптимальный вариант – это всё тот же ковролин.

Звукоизоляция стен для студии звукозаписи

Можно также использовать паркет и наверх положить ковёр. В дополнение, периметр комнаты можно обложить матами из минваты.

Подобные меры в основном направлены на качественную микрофонную запись при снятие сигнала с гитарных комбо-усилителей.

Отделка потолка

В качестве звукоизоляционного покрытия потолка можно использовать ковролин или натяжные потолки. При этом надо учесть, что лучше сделать потолок не плоской формы, а скажем немного прогнутым. Это будет способствовать лучшему рассеиванию звука.

Также хочется отметить, что помимо ковролина и минеральной ваты, существует множество специализированных материалов для звукоизоляции вашей студии звукозаписи, таких как Auralex. Но и стоят подобные материалы достаточно дорого. Поэтому, по крайней мере, для начала советую использовать проверенные и не очень дорогие материалы.

Звукоизоляция стен для студии звукозаписи

Для записи вокальных партий вы можете использовать дополнительные приспособления. Об этом вы можете прочитать в статье « Запись вокала. Часть 1. Подготовка и выбор оборудования » .

Напоследок предлагаю посмотреть видео на тему звукоизоляции студии звукозаписи.

Читайте так же:  Гнутые балки из клееного бруса
Оцените статью